В ФАС обсудили антимонопольные процедуры и административные барьеры в строительстве

17 октября 2017 года в Москве прошло заседание Экспертного Совета при ФАС России по развитию конкуренции в строительной отрасли.

Открыли мероприятие вступительные слова заместителя руководителя ФАС Рачика Петросяна и статс-секретаря — заместителя Министра строительства и ЖКХ РФ РФ Натальи Антипиной.

По первому вопросу повестки дня об обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченных органов в сфере градостроительных отношений и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, выступили начальник Департамента контроля  строительства и природных ресурсов ФАС России Олег Корнеев, а также Наталья Антипина.

Олег Корнеев предложил внести поправки в федеральное законодательство, которые позволят в короткие сроки обжаловать процедуру в случае нарушения органом исполнительной власти, выдающим разрешительный документ (разрешение на строительство, КПЗУ и т.п.). По мнению эксперта, это должно касаться не только нарушения  сроков, но и состава документов,
например, если орган власти запрашивает нечто большее, чем указано в комплекте документов.

Наталья Антипина отдельно отметила количество сокращенных административных процедур, но при этом подчеркнула низкий уровень межведомственного взаимодействия, который не позволяет эффективно использовать механизм очищения от административных барьеров. Также НОСТРОЙ предложил дать право оспаривать результаты конкурсов не только самим субъектам, но и их представителям, например СРО, дабы вывести сам субъект из-под возможного влияния административного давления.

По второму вопросу о плане развития конкуренции («дорожной карте») в сфере строительства на 2017-2018 годы с докладами выступили заместитель начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС Давид Акопян, заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры и генеральный директор ООО «ЦПТС» Анна Колесникова.

В своем докладе Анна Колесникова предложила ввести  персональную ответственность ГИПов и ГАПов, обратила внимание на непрозрачность процедуры выдачи разрешений на строительство, а также подчеркнула целесообразность внесения в Постановление №87  обязанности для застройщиков указывать при подготовке проекта все материалы, которые будут использованы при строительстве объекта.

После выступления представителя РСС Давид Акопян высказал мнение, что подготовленный план не соответствует сути реализации федеральных антимонопольных процедур и принципам антимонопольного законодательства, соответственно, его нужно разделить на блоки и отдельно по каждому блоку прописать индикаторы, которые указывают нарушения и методы их устранения. Только в этом случае можно будет сократить избыточное давление на бизнес.

Исполнительный директор института экономики города Татьяна Полиди согласилась с необходимостью переработки плана и предложила ФАС разработать методологию оценки, которая должна быть понятна и доступна — вывешена на сайте ФАС, с последующим размещением отчетов.

В выступлении советника директора Института Генплана Москвы Анатолия Туза прозвучало мнение, что система территориального планирования является скрытым элементом избыточного давления на бизнес.

Генеральный директор РАСК Николай Алексеенко выступил с заявлением, что система саморегулирования не является одним из барьеров, и поднял вопросы реализации строительных контрактов, 44-ФЗ и отсутствия законов по строительному комплексу.

После этого состоялась полемика представителей НОСТРОЙ и Николая Алексеенко по поводу влияния системы саморегулирования на строительный бизнес в качестве административного барьера. В частности, участники дискуссии провели оценку системы страхования и защиты с помощью средств компенсационных фондов СРО.

В рамках полемики вице-президент СПб ТПП, член Совета НОСТРОЙ, НОПРИЗ Антон Мороз выступил с разъяснением
эффективности системы защиты договорных обязательств. При этом Антон Мороз подчеркнул, что система страхования должна являться обязательной в договорных отношениях в качестве гаранта защиты строителей от потери крупных денежных средств.