Состоялся круглый стол «Развитие и защита рынка проектных и изыскательских работ»

25 ноября 2015 года в Москве состоялся круглый стол «Развитие и защита рынка проектных и изыскательских работ», в котором приняли участие Президент НОПРИЗ Михаил Посохин, руководитель Аппарата НОПРИЗ Сергей Кононыхин, представители профессионального сообщества. Модераторами выступили вице-президент НОПРИЗ Павел Клепиков и координатор НОПРИЗ по г.Москве, член СоветаВиктор Новоселов.

Участники заслушали доклады о современном состоянии рынка проектных и изыскательских работ, создании службы единого технического заказчика, проблемах образования, а также государственной и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, о правовой защите рынка проектных и изыскательских работ, прав и интересов проектных и изыскательских компаний.

Председатель СРО НП «БОП», член Совета НОПРИЗ Антон Мороз выступил с докладом о развитии и защите рынка проектных и изыскательских работ. Он рассказал о проводимой работе по корреляции кодов ОКВЭД и ОКПД с Перечнем видов работ по Приказу №624. Согласованность выдаваемых свидетельств о допуске к определенным видам работ со свидетельствами о государственной регистрации организаций, выполняющих проектно-изыскательские работы, необходима как для реализации возможности участия проектировщиков и изыскателей в госконтрактах по 44-ФЗ, так и для уменьшения на них финансовой нагрузки в части уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды.

По словам Антона Мороза, «данная работа может быть проделана в течение 2016 года, учитывая приказы  Росстандарта от 10.11.2016 № 1745-ст и №1746-ст о продлении на год сроков действия первых редакций общероссийских классификаторов. Продление действия классификаторов на год позволит внести необходимые изменения в нормативные правовые акты, использующие общероссийские классификаторы, а также в законодательные акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие специальные режимы налогообложения».

Советник директора СРО НП «БСК», член Комитета по саморегулированию НОПРИЗ  Дмитрий Желнин в своем докладе на тему «Биржа кадров» поднял проблему «теневого» рынка труда. По его словам, сегодня мы наблюдаем неконтролируемый рынок номинального персонала, который никогда реально не принимал и не будет принимать участия в проектно-изыскательской или строительной деятельности того или иного члена СРО. При этом дипломы и трудовые книжки «псевдоспециалистов» положены в обоснование возможности получения допуска для тех или иных членов СРО. А это, в свою очередь, приводит к отсутствию контроля реального наличия квалифицированных кадров в отрасли, потерям государства в связи с неуплатой взносов во внебюджетные фонды и НДФЛ, а также невозможности реального установления виновного лица в случае аварии на стройплощадке.

В то же время в соответствии со статьей 55.5 ГрадКодекса РФ и постановлением Правительства РФ № 207, по основному месту работы у члена СРО должны быть дипломированные специалисты, только если член СРО планирует осуществлять генподрядные работы, либо в случае работ на особо опасных и технически сложных объектах. Таким образом, для выполнения большинства проектно-изыскательских и строительных работ члену СРО нет необходимости иметь в штате соответствующих специалистов.

При этом с 1 января 2016 года т.н. «заемный труд» в России будет запрещен, но вводится возможность создания «частного агентства занятости». В целях побуждения членов СРО к выходу из тени и к найму «живых» работников докладчик предложил рассмотреть вопрос об установлении на законодательном уровне градации членских взносов в СРО. Например, для членов СРО с собственными сотрудниками сохранить размер членских взносов на уровне 100 %, для членов СРО, пользующихся услугами Биржи – 80%. При этом должен быть создан на федеральном уровне реестр сотрудников членов СРО (как инженерно-технических работников, так и рабочих кадров), наряду с реестром членов СРО.

По мнению Дмитрия Желнина, эти меры позволят обеспечить доступ малому и среднему бизнесу к дешевой, но квалифицированной рабочей силе, снизить финансовую нагрузку на строительный сектор, повысить уровень собираемости налогов и обязательных платежей во внебюджетные фонды и сформировать базу действительной статистической информации о состоянии дел на рынке труда строительной сферы.