Смещение строительных приоритетов

Смещение строительных приоритетов

Руководители строительных СРО отмечают, что в институте саморегулирования ещё много проблем, причём некоторые из них требуют немедленного решения. Тем не менее всё чаще речь идёт о смещении приоритетов: многие полагают, что Национальному объединению пора заняться проблемами не только СРО, но и строительных компаний, положение которых в последнее время оставляет желать лучшего.

В преддверии Съезда Национального объединения строителей кандидат в его президенты Антон Глушков участвовал в десятке окружных конференций, на которых рассказал о своём видении основных направлений деятельности НОСТРОЙ. Их условно можно разделить на две темы. Во-первых, работа самой системы. 
С реформой института саморегулирования, начавшейся три года назад, в регионах в целом справились. Национальный реестр специалистов пополняется, региональный принцип членства особых проблем не вызвал, компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются. Но сложностей, выход из которых зачастую требует изменений в законодательстве, ещё достаточно. И этими вопросами НОСТРОЙ не перестанет 
заниматься.
Однако на первый план выходит другая тема – строителям и отрасли нужна поддержка. Спрос на услуги членов СРО надо стимулировать, корректировать закон о закупках для госнужд, а Нацобъединение должно активнее участвовать в формировании федеральных 
инвестиционных программ и в разработке Стратегии развития строительной отрасли 
до 2030 года и т. д.
Мы решили поинтересоваться у представителей СРО и координаторов в регионах, 
на каких задачах, по их мнению, Национальному объединению стоит сосредоточиться в первую очередь.

Александр ВАХМИСТРОВ, координатор НОСТРОЙ по Петербургу:
Кандидатуру Антона Глушкова на пост президента единогласно одобрили все участники окружной конференции по Петербургу. Поэтому уверен, что и названные им приоритетные направления работы Национального объединения профильное сообщество поддержит.
Нет сомнений, что сегодня необходимо уделять внимание не только развитию системы саморегулирования, но и строительной отрасли в целом, а также помощи строительным компаниям – членам СРО. И предложенные механизмы в нынешних условиях действительно могут помочь в решении этих задач.

Никита ЗАГУСКИН, координатор НОСТРОЙ в СЗФО, член Совета НОСТРОЙ: 
Полностью согласен с тем, что в качестве приоритетного направления работы Национальному объединению пора определить развитие строительных организаций. Основные вопросы, волнующие сегодня строителей, это сохранение и увеличение объёмов заказов, а также переход жилищного строительства на проектное финансирование. Поэтому, во-первых, важно помочь застройщикам во время этого переходного периода. А во-вторых, НОСТРОЙ мог бы объединить лучшие практики и предложить действенные меры стимулирования спроса на работы наших членских организаций, в том числе участвовать в формировании инвестиционных программ. Также планируется уделять внимание вопросам ценообразования при заключении контрактов по государственным и муниципальным заказам.
Отдельно я бы выделил ответственность СРО за обеспечение их членами обязательств по договорам. Надо понимать, что компании здесь также несут обоюдную ответственность и определённые риски. Несмотря на то что выплат из компенсационных фондов ОДО пока ещё не было, проведённый мониторинг показал существенный объём претензий. Поэтому разработка механизмов и методик, позволяющих СРО грамотно оперировать этими финансовыми рисками, также является серьёзным направлением работы НОСТРОЙ и, в частности, Комитета по страхованию, охране труда и финансовым инструментам строительного рынка.
Кроме того, среди наших первоочередных задач – повышение уровня безопасности на строительных объектах. В этом направлении работа ведётся как методическая (утверждён Стандарт по управлению охраной труда в строительных организациях, создан веб-ресурс «Электронный инспектор»), так и организационная (налаживается взаимодействие с территориальными органами Роструда, в том числе по участию представителей СРО в расследовании несчастных случаев на стройплощадках). НОСТРОЙ участвует в международном проекте создания «Парка безопасности» в Петербурге на базе СПбГАСУ. Этот положительный опыт целесообразно использовать и в других регионах России. Он поможет не только снизить число несчастных случаев, но и значительно ускорить формирование работоспособной системы охраны труда в нашей отрасли.

Алексей БЕЛОУСОВ, генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб», член Совета Ассоциации «Национальное объединение строителей»:
Одна из задач, которую ставит кандидат в президенты НОСТРОЙ Антон Глушков, – усилить влияние строительного сообщества на федеральные органы государственной власти в части принятия решений, связанных с отраслью. И в первую очередь это касается законов. Понятно, что 214-ФЗ направлен на выполнение определённых социальных задач, но при этом он серьёзно осложняет работу отрасли. Необходимо наладить тесное и оперативное взаимодействие между законодателями и органами власти федерального уровня, усилить их совместную работу, чтобы появлялись законы, помогающие, а не мешающие развитию строительного комплекса. Многие руководители СРО об этом не думают, пока у них есть члены, которые платят взносы. Но если строители не смогут работать на рынке, то и членство в СРО им не потребуется: без работы останутся и те и другие. Поэтому, так же как и Антон Глушков, считаю первоочередной задачей поступательное и эффективное развитие строительной отрасли и создание благоприятных условий для бизнеса, а не вопросы системы саморегулирования.

Антон МОРОЗ, член Совета НОСТРОЙ от СЗФО:
Полностью согласен с приоритетами, расставленными Антоном Николаевичем. Есть разумная позиция Совета НОСТРОЙ – то, что вопросы саморегулирования волнуют Национальное объединение в меньшей степени. В первую очередь нас интересует развитие отрасли с учётом приоритетов, названных президентом РФ. Необходимо заниматься законодательством в области контрактной системы, решить все сложные задачи перехода на новые системы финансирования и законодательного обеспечения жилищного строительства в необходимых государству объёмах. Если мы говорим о саморегулировании, то в короткие сроки надо решить, как мы всё-таки учитываем средства компенсационных фондов СРО, и согласовать позицию 
с Ростехнадзором, Минстроем и Правительством РФ.
Основная задача – помощь застройщикам, генподрядчикам и всем компаниям адаптироваться к законодательным новшествам. Однозначно важны вопросы сметного нормирования и ценообразования. Необходимо улучшить систему оценки стоимости строительных, проектных, изыскательских работ, подготовить базу для создания системы современного технического регулирования. Субъекты, входящие в состав СЗФО, сильно различаются региональной спецификой и могут формировать разные практики реализации нацпроектов. С одной стороны, Петербург – это город-миллионник, в котором развито жилищное строительство. Вместе с Ленобластью это хороший локомотив развития отрасли. С другой – остальные регионы Северо-Запада, в которых есть и депрессивные показатели. На опыте внутри округа можно апробировать нововведения. Поэтому я бы хотел, чтобы на Северо-Западе мы приняли 
отдельные программы развития образовательных услуг, создали кластер рабочих специализаций. Могли бы проверить наработки по улучшению условий и охраны труда и введения в профессию молодого поколения со школьной скамьи. Мы готовы стать полигоном для реализации новых проектов и применения практик, которые сейчас совместно создаём.

Владимир ЧМЫРЁВ,директор Ассоциации «Строительный комплекс Ленинградской области»:
Самый проблемный вопрос сейчас – это выполнение требования о наличии в компании двух специалистов, включённых в соответствующий реестр. Необходимый минимальный 10-летний стаж явно завышен. Уменьшение его до пяти лет решило бы сложности большинства компаний. Это специфика не только Петербурга или Северо-Запада, а всей страны, и вопрос о снижении стажа мы ставили неоднократно.
Есть ещё одна проблема. Например, в Петербурге вице-губернаторы, отвечающие за строительство, и председатели профильных комитетов меняются слишком часто. В таком большом городе, при таком объёме строек, как частных, так и бюджетных, это недопустимо. Строительство – это растянутый во времени процесс, необходимо долгосрочное планирование, и позиция властей не должна меняться несколько раз за время, пока реализуется какой-нибудь крупный проект. А получается, что чиновник сегодня ставит задачи перед строителями, а завтра его снимают.
Так и президенты НОСТРОЙ: два-три года – и уходят. Это очень плохо. Я бы хотел, чтобы вновь избранный президент проработал в этой должности не менее восьми лет.

Татьяна АЛЕКСЕЕВА,директор по развитию, заместитель директора Ассоциации СРО «Строительный альянс Северо-Запада», член ревизионной комиссии НОСТРОЙ:
Вопросов и сложностей довольно много. Например, выплаты из компенсационных фондов при ликвидации СРО. Компания, вступая в организацию, выплачивала взнос в компенсационный фонд – минимум 300 000 рублей. Если СРО по каким-то причинам ликвидируется, по закону фирме вернут втрое меньше. Дело в том, что поменялись положения закона, 
и минимальный взнос при первом уровне ответственности снизился до 100 000 рублей. Эту сумму и возвращают, хотя  взнос компании был втрое больше. Мне кажется, это несправедливо. Компания и так пострадала, поскольку её СРО лишилась статуса и надо искать новую, так ещё и деньги теряет. Возвраты не должны быть связаны с уровнями ответственности.
Второй насущный вопрос – это Национальный реестр специалистов. Все строительные компании почему-то подогнали под одну гребёнку – у всех должно быть два специалиста. Но некоторые стройки не могут держаться на двух специалистах, а где-то достаточно и одного. Например, зачем фирме, которая занимается только электричеством, помимо главного инженера проекта (ГИП) создавать ещё и ставку главного архитектора проекта. А фактически им приходится это делать, ведь двух ГИПов не может быть. Потому для каждого случая должны быть свои критерии.
Но, думаю, эти вопросы всё же будут решаться.

Кирилл ИВАНОВ, директор АНП «Объединение ДОРМОСТ»:
Мы накануне 10-летия Национального объединения должны констатировать один не очень утешительный факт. 
НОСТРОЙ не смог стать проводником отраслевой федеральной политики. Взаимодействуя с такими институтами, как министерства, Государственная Дума, Ростехнадзор, мы смогли достичь буквально следующего – нас туда пускают. Как сделать, чтоб не мы соглашались на всё, что нам там скажут, а они обсуждали и принимали проработанные внутри отрасли решения? Как достичь того, чтобы Национальные объединения давали кадровые предложения в Правительство РФ, президенту? Как сделать, чтоб именно Национальные объединения формировали национальные отраслевые стратегии и идеологию развития? И многие подобные вопросы. Тогда и нам, в наших СРО на местах, будет проще отвечать на вопросы про размер членских взносов куда бы то ни было, их целесообразность и целесообразность самого саморегулирования. Да, СРО проделали огромную работу и по повышению квалификации работников отрасли, и по страхованию ответственности. Это действительно стоит отметить как позитив. Стоили ли эти достижения тех миллиардов, потраченных за 10 лет Национальными объединениями? Надеюсь, новому президенту НОСТРОЙ удастся решить эти вопросы.

Владимир КОБЗАРЕНКО, директор Ассоциации «СРО «Строители Ленинградской области»:
Свои предложения я уже сформулировал и передал кандидату в президенты. Это общественно-полезные, не противоречащие закону и имеющие некоммерческий характер цели.
Например, обеспечение благоприятного и равного доступа компаний к государственному (муниципальному) заказу. 
НОСТРОЙ должен реализовать свои функции по защите СРО в лице их членов в сфере размещения заказа, в том числе с помощью широкого применения административной и судебной практики. Необходима и методологическая база в части госзакупок, позволяющая 
СРО участвовать в конкурсных комиссиях государственного (муниципального) заказа.
В связи с падением качества и ухудшением показателей безопасности строительного производства назрела необходимость создания методологической базы и внедрения 
в практику контрактного аудита. НОСТРОЙ также должен избавиться от избыточных функций, но усилить нормотворческую деятельность в интересах СРО и их членов, 
например, закрепить участие представителей НОСТРОЙ в проверках СРО Ростехнадзором. Следует не забывать и про представительские задачи, как, например, участие 
в комиссии Минстроя по рассмотрению материалов о награждении ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Ирина СКОМОРОШКИНА, директор Ассоциации строительных подрядчиков «Созидатели»:
На окружной конференции Антон Глушков подробно остановился на проблемах именно строителей, и мы полностью эту идею поддерживаем. И если нужна будет помощь в решении этих вопросов, поможем всем, чем сможем.
Конечно, нас в первую очередь волнуют общие темы. Это, например, проблемы с системой ценообразования и расчётов стоимости 1 кв.м будущей постройки. Это и вопросы квалификации специалистов, включаемых в Национальный реестр. Всё это актуально во всех регионах страны, но в Мурманской области некоторые проблемы стоят особенно остро. Здесь не так много строек, да и строителей – компании «выжимаются» до последнего, поскольку им не хватает финансирования. В регионе почти нет производства стройматериалов, и их приходится привозить со всей страны, а значит, логистика составляет серьёзную часть себестоимости. Поэтому и изменения в законодательство о госзакупках в строительстве мы однозначно поддерживаем.
Я согласна, что в первую очередь надо помогать отрасли, наладить взаимоотношение с властями и идти навстречу строителям. СРО, которые работают в соответствии 
с законом, особых сложностей с системой саморегулирования не испытывают: мы всегда 
можем получить поддержку и консультацию и в Ростехнадзоре, и в НОСТРОЙ. А строители страдают – надо минимизировать их расходы, освободить от лишних затрат и бремени.

Андрей БЕССЕРТ,исполнительный директор СРО «Союз профессиональных строителей»:
Антон Глушков 10 лет в саморегулировании, и он знает все беды и проблемы. Его подход понятен: уделить внимание не только системе саморегулирования, но и её конечным участникам – строительным компаниям. Безусловно, есть проблемы, перегибы, разночтения. Надеемся, что он продолжит дело, начатое предыдущими президентами.
Если говорить о конкретных проблемах, сейчас беда с Национальным реестром специалистов. Высокие требования к образованию и стажу. В Архангельской области, например, два профильных вуза, связанных с лесо- и деревообработкой, а также судостроением и судоремонтом. На стройплощадках зачастую работают инженеры лесной отрасли, хотя они всю жизнь в строительстве, или судостроители и строители верфей. По действующим правилам они не могут попасть в реестр. Доказать, что это на самом деле строители, бывает сложно. Так что с выполнением условия о наличии двух специалистов в компании есть сложности.
Да и хочется, чтобы бесконечные реформы в системе саморегулирования наконец-то остановились. Причём чаще законодательство не совершенствуется, а ухудшается. 
Надеемся на какую-то стабильность.

Борис БАБАЯНЦ, директор Ассоциации Некоммерческое партнёрство «СРО «Строительный союз Калининградской области»:
Самая главная задача – возродить престиж строительных специальностей. Проведение конкурсов профмастерства даёт эффект, но незначительный. Престижность сейчас ниже плинтуса, молодёжь на строителей учиться не идёт. 
Так что, может, стоит задуматься о возрождении профессиональных технических училищ. Было большой ошибкой допустить потерю этой системы.
НОСТРОЙ планирует участвовать в Стратегии развития строительной отрасли. Это правильно. Но я не вижу Центробанка среди участников. А строительство – отрасль, которой нужна постоянная финансовая подпитка. В некоторых субъектах РФ просто нет региональных банков, а иногда и филиалов крупных банков – лишь расчётно-кассовые центры. Сложно получить даже небольшой кредит. Многие компании, обращаясь за кредитами, вынуждены предоставлять уйму документов и в них разбираться или просто получают отказ. При таком подходе в регионах, где нет крупных девелоперов, объёмы строительства жилья будут не увеличиваться, а сокращаться. Мы считали – рубль, вложенный в строительство жилья, «тянет» за собой 35 рублей в экономику в параллельных областях, от выпуска стройматериалов до производства мебели и создания управляющих компаний.
Также необходимо уменьшить объёмы отчётности, особенно для застройщиков жилья, и задуматься о сокращении бюрократии в рамках госзаказа. Проверяющие оценивают каждую копейку, вплоть до цены, по которой генподрядчик покупает материалы. Должно быть так: если выиграл конкурс, «внутрь» объекта никто не заглядывает – это дело заказчика и подрядчика. У строителей тогда будет стимул использовать новые материалы и технологии, чтобы снизить затраты, зная, что они получат прибыль. От этого выиграют все, ведь с этой прибыли уплатят налоги. А сейчас есть явный перекос: одни расценки вдвое выше, чем должны быть, другие втрое ниже, и непонятно, как складывается цена такого контракта. Это отношение должно в корне поменяться.

Александр РАЗЖИВИН, заместитель председателя правления Ассоциации «СРО «Объединённые производители строительных работ»:
На наш взгляд, сегодня в первую очередь стоит вопрос об актуализации сведений Национального реестра специалистов. В том числе и в отношении данных, которые предоставляют различные третьи лица, помогающие готовить документы для включения в НРС. Несомненно, работа «горячей линии» НОСТРОЙ по приёму жалоб на нечестных посредников снимает часть вопросов, но не ограждает в полной мере добросовестные компании от предложений таких «консультантов». Считаем, что ответственность за предоставление ложных и «купленных» сведений о специалистах должна быть закреплена законодательно, что позволит защитить участников рынка от фирм-однодневок, использующих недостоверную информацию.
Во-вторых, это изменение законодательства об использовании средств компенсационных фондов в повседневных интересах саморегулируемых организаций и их членов. Такие инициативы должны получить поддержку. Во всяком случае, это снизило бы финансовую нагрузку на игроков строительного рынка и стало бы заметным подспорьем для 
саморегулируемых организаций.

Источник:
https://nsp.ru/news/20774-smeshchenie-stroitelnyh-prioritetov