НОСТРОЙ представил данные по разработке и реализации Стратегии 2030 на заседании в ТПП РФ

27 ноября 2019 года в Москве состоялось заседание Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности по вопросу «О разработке и реализации Стратегии развития строительной отрасли».

Участие в заседании приняли вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев, президент некоммерческого партнерства «Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве» Шота Гордезиани, вице-президент СПб ТПП, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, директор Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александр Мешалов, его заместитель Владимир Бондаренко, начальник управления по работе с госорганами и разработке НТД НП «СРО АСГиНК» Николай Селезнев, член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Наталья Коцюба, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, президент СРО НП «Совладение» Александр Павленко, генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, заместитель директора САУ «Авангард» Игорь Бажан, члены Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Мария Воронина, Елена Петровская, Наталья Василенко, Николай Хавка, Дмитрий Мурзинцев и другие.

Открыл заседание со вступительным словом о важности обсуждения Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года Константин Апрелев, после чего Дмитрий Курочкин наградил его Знаком отличия ТПП России II степени.

Антон Мороз представил доклад о реализации Стратегии 2030, а также о целях и задачах по её направлениям.

В начале своего выступления он напомнил основную задачу Стратегии, которой является консолидация экспертного и профессионального сообщества в сфере строительства для достижения значимых целей для отрасли и ее участников, представил принципы разработки Стратегии и её ключевые показатели, а также озвучил главную цель —  развитие конкурентоспособной строительной отрасли, основанной на компетенциях и ориентированной на обеспечение комфорта и безопасности жизнедеятельности граждан.

Затем вице-президент НОСТРОЙ более подробно рассказал о целях и задачах по каждому отдельному направлению Стратегии. Говоря о жилищном строительстве, спикер назвал необходимым увеличение объемов жилищного строительства, создание комфортной городской среды и обеспечение доступности покупки жилья. Что касается аварийного жилищного фонда и предоставления жилья отдельным категориям граждан, то здесь, по его словам, необходимо введение постоянно действующих механизмов расселения аварийного жилищного фонда, позволяющих осуществлять расселение накопленного аварийного фонда без привлечения средств федерального бюджета либо с минимальными расходами. Затронув инфраструктурное и транспортное строительство, Мороз отметил необходимость обеспечения выполнения задач, поставленных в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года и других документах стратегического планирования, путем строительства и реконструкции объектов в плановые сроки с надлежащим качеством, непрерывного повышения качества работ путем внедрения новых строительных технологий и улучшения организации труда с целью повышения долговечности строящихся и реконструируемых объектов и экономии за счет этого бюджетных средств на их содержание и ремонт, а также наличием резервов мощностей строительных организаций, достаточных для выполнения работ по заказам частных лиц, не включенных в документы стратегического планирования.

В техническом регулировании, по словам докладчика, необходима оптимизация системы нормативных документов в строительстве, направленная на снижение нормативных барьеров, повышение производительности труда, ускорение внедрения инноваций, повышение экономической эффективности. Следующая цель — масштабное внедрение инноваций, что является одним из главных факторов развития строительной отрасли, повышения ее конкурентоспособности, кадрового и научного потенциала, рентабельности предприятий и в итоге повышения качества и комфорта среды жизнедеятельности граждан.

«При этом, инновации должны упрощать и ускорять процесс строительства, снижать себестоимость строительства или эксплуатационные расходы, повышать энергоэффективность здания или сооружения и увеличивать его жизненный цикл», — подчеркивает спикер.

Для совершенствования ценообразования в строительстве необходимо создание и развитие государственной сметно-нормативной базы, государственного мониторинга стоимости строительных ресурсов и информационных систем, обеспечивающих возможность оперативного определения экономически обоснованной стоимости строительства на разных этапах жизненного цикла объекта капитального строительства и инвестиционного процесса.

«Совершенствование единой государственной сметно-нормативной базы должно включать в себя поэтапный переход к ресурсной модели ценообразования в строительстве, восстановление института нормирования и ценообразования, внедрение и развитие системы дополнительного профессионального образования и высшего образования для будущих научных кадров в сфере ценообразования и сметного нормирования, управление стоимостью строительства на разных стадиях реализации проекта, создание цифровой платформы системы ценообразования в строительстве и, наконец, определение сметной стоимости строительства на разных этапах проектирования», — перечисляет Мороз. 

В рамках цифровизации строительной отрасли он назвал необходимым повышение качества управления ОКС на всех стадиях жизненного цикла с помощью внедрения BIM и формирование единого цифрового пространства за счет перевода процедур в сферах строительства в электронный вид и формирования цифровых массивов данных и информационных ресурсов, общедоступных поисково-справочных платформ и библиотек данных.

«А если говорить о архитектурно-строительном проектировании и инженерных изысканиях, то здесь нужно обеспечить высокое качество исполнения начальной стадии жизненного цикла объектов, соответствующего современным требованиям к безопасности, эффективности, технического развития».

Отдельно Антон Мороз остановился на функционировании рынка строительных услуг. Здесь, по мнению докладчика, необходимо развитие системы государственных и корпоративных закупок путем формирования системы закупок, основанной на новых критериях оценки участников закупки и обеспечивающей отбор участника закупок, способного обеспечить своевременное и качественное исполнение контракта на основе оценки его квалификации и опыта предыдущих проектов, стимулирование участников строительной отрасли инвестировать в основные средства, повышение квалификации кадров, внедрение и разработку инновационных материалов и технологий, эффективное расходование средств для исполнения работ и применения новых технологий и высококонкурентную среду.

Помимо прочего, считает он, нужно развивать систему сбора, хранения, обработки и предоставления статистических данных в градостроительной сфере. Делать это необходимо путём обеспечения бизнеса достоверной и актуальной обобщенной информацией в градостроительной сфере, необходимой для оценки предпринимательских рисков, а также государственных органов и органов местного самоуправления для эффективной реализации функций государственного и муниципального управления.

В системе допуска на рынок строительных работ и услуг нужно обеспечить участие в выполнении соответствующих работ и оказании услуг членами СРО, надлежащим образом исполняющих взятые на себя обязательства, развивающих компетенции компании и сотрудников, и не допускающей к таким работам недобросовестных участников, при одновременной минимизации давления на субъекты бизнеса, а также прозрачности и доступности прохождения обязательных процедур. Кроме того, нужно значительно сократить сроки прохождения административных процедур за счет их перевода в электронную форму и обеспечить «бесшовный» процесс их прохождения, а также продолжить работу по их оптимизации и сокращению.

Ну и в контрольно-надзорной деятельности в строительной отрасли необходимо повышение безопасности строительных работ, объектов капитального строительства при одновременной минимизации давления на предпринимателей. Сделать это можно с помощью таких мер, как внедрение действенных механизмов предупреждения причинения вреда, формирование эффективной системы расследования причин аварий, учета и анализа результатов расследования, разграничение роли государственной экспертизы и государственного строительного надзора, формирование эффективной системы непрерывного повышения уровня компетенций и квалификации кадрового состава органов государственного строительного надзора в части знаний методологии государственного строительного надзора.

Затрагивая тему развития системы профессионального образования в строительстве и системы квалификаций, Антон Мороз подчеркнул необходимость обеспечения строительной отрасли квалифицированными кадрами, эффективного развития кадрового потенциала на основе формирования навыков и компетенций, отвечающих современным и перспективным потребностям отрасли, а также необходимость выстраивания современной отраслевой системы квалификаций, ориентированной на формирование у специалистов. Отдельно он отметил важность науки. По мнению Мороза, нужно создать эффективную систему наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала ученых и специалистов в области архитектуры, градостроительства и строительных наук.

Ну и в завершение доклада он подчеркнул важность и необходимость разработки дорожной карты Стратегии.

«Дорожная карта – это инструмент достижения задач Стратегии. Она позволяет выработать мероприятия в привязке к утвержденным задачам по каждому направлению, учитывает мнения экспертного и профессионального сообщества, не вошедших в текст Стратегии и обеспечивает дальнейшую консолидацию сообщества на стадиях разработки дорожной карты и реализации конкретных мероприятий».

Александр Мешалов в своей презентации осветил методику разработки Стратегии, рассказав о её основных этапах и о работе 11 проектных команд и рабочих групп.

«В состав проектных команд вошли представители федеральных органов исполнительной власти, предпринимательских объединений, профессионального сообщества и общественных организаций, а также независимые эксперты. Проектными командами проводились регулярные заседания для выработки плана мероприятий по каждому направлению, после чего на круглых столах и конференциях представлялись промежуточные результаты процесса разработки Дорожной карты и её обсуждение с широким кругом общественности», — объяснеят Мешалов.

Отдельное внимание спикер уделил четырём Стратегическим сессиям в РАНХиГС, в ходе которых более 80 экспертов отрасли сформировали верхнеуровневые цели Стратегии.

Затем Мешалов представил структуру документа, которая содержит в себе общие положения Стратегии, целевые индикаторы её реализации, внешние условия функционирования строительной и смежных отраслей, основные направления и риски реализации Стратегии, ресурсную обеспеченность и сценарии развития строительного комплекса России с учетом установленных в Стратегии целей и механизмов их достижения, а также долгосрочных макроэкономических прогнозов.

Дополнил выступления докладчиков Владимир Бондаренко, который рассказал о методике и принципах разработки дорожной карты Стратегии.

Важнейшими принципами он назвал системность и комплексность, реалистичность и реализуемость, сопоставимость и взаимосвязь, целевое назначение и конкретность мероприятий, фиксацию единого ответственного лица и соисполнителей, обозначение места и роли общественного контроля, учет результатов анализа рисков, анализ промежуточных результатов и возможность корректировки.

В завершение своего выступления Бондаренко представил график и план мероприятий, приведя в пример разработку плана мероприятий по направлению «Функционирование рынка строительных услуг».

После состоялось бурное обсуждение представленных докладов между участниками заседания, активное участие в котором приняли Валерий Мозолевский, Николай Селезнёв, Шота Гордезиани, Мария Воронина, Александр Павленко и другие представители различных отраслей саморегулирования и смежных с деятельностью строителей общественных объединений. Участники дискуссии внесли большое количество предложений и замечаний к действующей Стратегии, к порядку формирования и составу дорожной карты, который будет готовиться в дальнейшем. В результате было принято решения обобщить все предложения и направить их в адрес НОСТРОЙ. Антон Мороз призвал всех заинтересованных лиц принять участие в детальном обсуждении этих вопросов 1 декабря на предсъездовских круглых столах, программа которых напрямую связана с вопросами создания и реализации дорожной карты Стратегии, а также её усовершенствования.

Помимо прочего, в ходе обсуждения участниками поднимались вопросы финансирования, обеспечения кадрового потенциала, производительности труда, контрактования, межведомственного взаимодействия с Минэкономразвития РФ и другие.

В завершение дискуссии Антон Мороз подвёл итог, предложив всем участникам воспринимать НОСТРОЙ как площадку, на которой профессиональное сообщество должно реализовывать те планы и задачи, которые ставят для себя самостоятельно.

«НОСТРОЙ должен и будет являться лоббистом интересов строителей и будет доносить эти предложения как в концепцию дорожной карты, так и в профильные органы исполнительной власти, обеспечивая их реализацию и контроль за ней. Кроме того, сейчас огромные денежные средства сосредоточены в нацпроектах, и от того, как мы пропишем дорожную карту Стратегии и сформулируем предложения по реализации этих нацпроектов, будет зависеть, насколько эффективно они будут использованы в строительстве полного цикла и будут развивать строительство от момента появления проекта до момента его утилизации, что должно стать нормой для российского строительного комплекса. Не могут нас не волновать и вопросы финансирования. Мы неоднократно говорили о том, что строитель может построить 120 млн. кв. м. в случае, если гражданин их купит, но опять же, если эти вопросы правильно и аргументированно не ставить перед Правительством, мы никогда не найдём общий язык с профильными экономическими ведомствами. Поэтому и необходимы конкретные предложения, реализованные в субъектах на местах кейсы и практики с подготовленными решениями, которые мы будем включать в дорожную карту, обсуждать и утверждать».

Он также предложил всем заинтересованным принимать активное участие в совместной работе с НОСТРОЙ по созданию дорожной карты и её реализации, сообщил о том, что нацобъединение уже занимается мониторингом реализации нацпроекта «Жильё и городская среда» и собирается расширить эту деятельность на остальные, сопряжённые со строительством нацпроекты, а также добиться полного системного взаимодействия, наподобие того, которое сейчас налажено с Минстроем России, с задействованных в реализации этих нацпроектов органами исполнительной власти – от Минобрнауки и Минприроды до Минобороны России и иных ведомств, в той или иной степени затрагивающих деятельность строителей, для того, чтобы сделать работу общей, сопряжённой между ФОИВами друг с другом, и цельной.