Дрозденко на тропе войны: стоит ли ждать дольщикам банкротства «Мавис», «Инвестторг» и «Патриот»?

Дрозденко на тропе войны: стоит ли ждать дольщикам банкротства «Мавис», «Инвестторг» и «Патриот»?

Развитие транспортной и инфраструктурной сети в Ленобласти, а вернее её почти полное отсутствие, привело к конфронтации властей региона с нерадивыми застройщиками. На недавнем совещании глава области призвал их покинуть регион и не делать из чиновников «терпил». Финалом совещания стало требование остановить работы на стройплощадках «проштрафившихся» девелоперов.

Novostroy.su: 30 мая губернатор Ленобласти, Александр Дрозденко, пригрозил остановить строительство нескольких жилых комплексов на территории региона, из-за того, что их застройщики не участвуют в строительстве соцобъектов и дорог в самых застраиваемых локациях. Насколько по Вашему эта угроза серьёзна?

Антон Мороз, член экспертного совета партии «Единая Россия», вице-президент, член совета НОСТРОЙ, член советов НОПРИЗ, НОЭ: К словам губернатора в регионе нужно относиться всегда серьёзно, поскольку инвестиционный климат и взаимоотношения с застройщиками очень сильно завязаны на отношениях с органами региональной власти, которые принимают решения и обеспечивают их исполнение. Поэтому, когда Александр Юрьевич говорит в настолько жёстком тоне, то это значит, что действительно существует определённое напряжение или непонимание в отношениях ряда застройщиков, строительного блока и главы региона. При этом Ленобласть славится системностью своих отношений с застройщиками и уделяет достаточно серьёзное внимание поддержке системных, нормальных отношений с бизнесом и с работающими в области строительства на их территории компаниями. Мы знаем программы, вводившиеся в Ленобласти, которые помогали застройщикам эффективно работать, начиная от оплаты налогов на строительство детских садов и заканчивая иными инвестиционными предложениями.

Сергей Ткаченко, эксперт агентства недвижимости CЕNTURY 21 Capital Petersburg: Хотелось бы верить в серьезность угроз. Многим известно, что в этом году будут избираться главы муниципалитетов, а в следующем году пройдут выборы губернатора Ленинградской области. Нерешенные проблемы и их усугубление могут пошатнуть положение нынешнего главы региона. Проблема существует далеко не первый год, и тяжело поверить в то, что ее нельзя было начать решать ранее, а возможно уже и решить к этому моменту.

N.SU: Какие законные способы выполнить эту угрозу есть у властей?

С.Т.: Механизмов и инструментов для давления на застройщиков предостаточно. Начиная со всевозможных проверок, заканчивая отзывом разрешения на строительство или отказом в продлении такового.

А.М.: Мы же понимаем, что каждая стройка происходит в рамках выданных разрешений на строительство и подконтрольна органам региональной власти, работающих на строительных площадках. Контролирующий орган проверяет документацию и работу в рамках действующего законодательства. Но зачастую, зная ситуацию на строительном рынке, зная проблемы и нюансы, понимая чистоту, правильность, порядочность и эффективность работы каждого застройщика, некоторые незначительные нарушения властями могут, скажем так, проходить в «полузамеченном» режиме и к этим застройщикам не применяются максимальные санкции. Если органы надзора начнут в плановом и внеплановом, постоянном режиме отслеживать работу на стройках (а мы прекрасно понимаем, что, к сожалению, строительный процесс несовершенен и найти причины для принятия каких-либо дисквалифицирующих мер достаточно просто), то это все действительно может сильно осложнить работу на строительных площадках.

N.SU: Насколько, по Вашему, оправданно подобное решение?

А.М.: Решение достаточно сложное и оно вызвано тем, что существует нежелание застройщиков выполнять те обязательства, которые они взяли на себя в рамках исполнения комплексной застройки или застройки той или иной территории — начиная от строительства объектов инфраструктуры или строительства их по остаточному принципу, заканчивая строительством дорожного обеспечения микрорайонов. В результате мы получаем такие агломерации, как МуриноКудрово, Девяткино, которые становятся «головной болью» именно для властей региона в плане того, что делать с жителями, которые живут на этих территориях, каким образом обеспечить их детскими садами, школами, поликлиниками, полицейскими участками, почтовыми учреждениями, как элементарно обеспечить выезд с этих территорий за пределы Ленинградской области, въезд в Санкт-Петербург и т.д. Поэтому губернатора, как и Правительство Ленобласти, не может не волновать эта проблема. Сейчас, видимо, настолько серьёзно возросла волна эмоционального напряжения у населения (а губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и заместитель председателя Правительства Ленинградской области по строительству Михаил Москвин общаются с населением по вопросам строительства достаточно часто), что приходится грозить достаточно серьёзными волевыми решениями в рамках «ручного» управления.

N.SU: Как подобные методы понуждения застройщиков к сотрудничеству скажутся на инвестиционном климате Ленобласти в целом и бизнесе девелоперов в частности?

С.Т.: Данные меры скорее вынужденные, чем обыденные, и это хорошо понимают как инвесторы, так и девелоперы. Есть как добросовестные игроки на рынке, так и не очень, поэтому это по большей части посыл для последних.

N.SU: Как оно скажется на дольщиках застройщиков, которые попали в немилость?

А.М.: Любой руководитель региона и Правительство себе не враги, поэтому, даже принимая какие-то экстренные меры по воздействию на застройщиков, они будут понимать, что за застройщиками стоит большое количество дольщиков, и создавать прецеденты, которые потом нужно решать (например, такие прецеденты, как обманутые дольщики или недострой, с которым придётся самостоятельно разбираться) все равно никто не будет. Другое дело, что застройщики, которые получат «чёрную метку», вряд ли смогут закончить объект и работать на территории Ленобласти. Но это не повлияет на инвестиционную привлекательность региона, наоборот — обеспечит в области работу более хороших строителей и более качественных проектов.

С.Т.: Подобные заявления делают антирекламу застройщикам, что ухудшает ситуацию вокруг строящихся ими комплексов. От этого, в конечном итоге, страдает больше всего потребитель — дольщики. Это делает общую обстановку на рынке недвижимости все более нервозной. Мало кто хочет вступить в ряды обманутых дольщиков, поэтому возможно следует ждать протестов.

N.SU: Способно ли противодействие строительству со стороны властей обанкротить этих застройщиков?

С.Т.: Да, такой риск есть, и для определенных компаний он может стать фатальным. Не секрет, что у части девелоперов уже наблюдаются проблемы с исполнением своих обязательств, причем не только по соцобъектам.

А.М.: Я думаю, что никто не будет банкротить ни одного из застройщиков. Ни регион, ни губернатор не заинтересованы в том, чтобы принимать такие меры, которые действительно приведут к таким последствиям. Тем не менее, всё имеет свои пределы и показательного действия не существует. Случаи «ручного» управления и воздействия на строителей, которые не исполняют свои обязательства, известны во многих субъектах РФ. Зачастую, это вынужденные меры, которые строители получают по собственной нерадивости. Но бывают и перегибы «на местах», тогда уже субъект тоже несёт за это ответственность.

N.SU: Как Вы оцениваете взаимодействие застройщиков и властей региона по вопросам строительства инфраструктуры в спальных районах приКАДья?

А.М.: Строительство в спальных районах приКАДья в настоящее время находится на отдельном контроле региональной власти в Ленобласти. Лично губернатор и вице-губернатор уделяют этим вопросам огромное внимание, поскольку благодаря градостроительным и проектным ошибкам уже получили такие районы, которые не обеспечены ни дорожной, ни социальной инфраструктурой, что создаёт социальное напряжение. Правительство Ленобласти прикладывает максимальные усилия для того, чтобы не повторить допущенные в процессе планирования данных территорий ошибки. И пытается решить задачи обеспечения социальной инфраструктурой (детскими садами, школами, больницами, ФОКами, оздоровительными комплексами и т.д.), а также обеспечить дорожной инфраструктурой. Ведутся совместные переговоры с Санкт-Петербургом для того, чтобы увязать это всё в единую транспортную сеть. (О чем недавно Александром Дрозденко и врио губернатора Санкт-Петербурга Александром Бегловым проводилось обсуждение с Министром транспорта РФ). Я считаю, что развитие транспортной инфраструктуры должно совместно осуществляться двумя субъектами. Это приведёт к большему притоку инвестиций, в том числе федеральных, и к более чёткой системе территориального планирования. А планирование территорий — это давняя проблема всех субъектов РФ, не только Ленобласти. Поэтому с документами нужно очень внимательно работать. На мой взгляд, действующий строительный блок очень грамотный. Михаил Москвин, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству, предстатель Комитета по строительству Ленобласти и сам губернатор Александр Дрозденко уделяют этим вопросам большое внимание, а также принимают достаточно верные решения, среди которых существуют, конечно, и действительно спорные.

С.Т.: На мой взгляд, взаимодействие очень слабое, большинство проблем можно было бы избежать ещё на этапе планирования и последующей реализации развития таких территорий. Все мы помним изначальные проекты развития Кудрово. Складывается такое впечатление, что многие вопросы практически не решаются.

Публикация:
https://www.novostroy.su/articles/interview/drozdenko-na-trope-voyny-stoit-li-zhdat-dolshchikam-bankrotstva-mavis-investtorg-i-patriot/