Антон Мороз выступил с инициативой сокращения административных процедур и отмены выдачи разрешения на строительство.

12

Сегодня в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской предметом экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. При этом согласно статье 51 того же кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Учитывая уровень квалификации экспертов, проводящий экспертизу проектной документации, представляется возможным передать в их ведение и вопрос определения соответствия проектной документации градостроительному плану земельного участка. Такой подход позволит исключить из состава административных процедур получение разрешение на строительно-монтажные работы и ввести уведомительный порядок начала строительства, что положительно скажется и на сроках строительства, и на стоимости, и на исключении коррупционной составляющей.

Однако, реализация обсуждаемой оптимизации строительного процесса невозможна без наведения порядке в институте государственной и негосударственной экспертизы. В этих целях предлагается сделать следующие шаги:

  1. Установить единый порядок контроля деятельности организаций, осуществляющих как негосударственную, так и государственную экспертизы.
  2. Установить единый порядок ведения открытого реестра выданных заключений как негосударственной, так и государственной экспертиз.
  3. Создать открытый реестр самих экспертов. В реестре помимо индивидуализирующих признаков эксперта должна содержаться информация о подготовленных экспертом заключениях, об имеющихся случаях причинения вреда в результате применения документации, которая имеет положительное заключение эксперта. Кроме того, должно быть предусмотрено лишение статуса эксперта и невозможность заниматься этой деятельностью на определенный период при систематических нарушениях со стороны экспертов (помимо уголовной или финансовой ответственности).

В целях же эффективного регулирования полномочия по  государственному контролю вышеизложенных процедур предлагается закрепить за Минстроем России.

В настоящий момент инициативу по отмене выдачи разрешения на строительство поддержало Национальное объединение строителей. В ближайшее время будет подготовлен соответствующий законопроект и представлен на всеобщее обсуждение.