Антон Мороз выступил на онлайн-конференции «Умный город: ожидания и реальность»

26 июня 2020 года прошла онлайн-конференция «Умный город: ожидания и реальность» под модераторством генерального директора компании БЕТА, председателя Комитета РУССОФТ по умному городу Виктора Субботина.

Организаторами мероприятия выступили НП «РУССОФТ», ООО «БЕТА» и конгрессно-выставочный центр «ЭКСПОФОРУМ».

Виктор Субботин в своём вступительном слове рассказал о трансформации городской среды, экономических и технологических вызовах. Он отметил, что текущий кризис усилил роль цифровых технологий и вывел механизмы повышения эффективности организации городского хозяйства на первый план.

Участникам цифровой трансформации городов предстоит решить важнейшие задачи – пересмотреть подходы к реализации проектов развития городской среды, ускорить внедрение цифровых инициатив, преодолеть существующие барьеры в сотрудничестве государственных структур и поставщиков инноваций.

Вице-президент НОСТРОЙ, член Совета НОПРИЗ Антон Мороз представил доклад на тему «Цифровая реальность городов. Как набрать скорость в регионах».

Он рассказал о концепции «Умного города», суть которой заключается в эффективном управлении и обеспечении высокого уровня жизни населения за счет применения инновационных технологий. При этом спикер подчеркнул, что информационные технологии позволяют городской власти напрямую взаимодействовать с сообществами и городской инфраструктурой, и следить за тем, что происходит в городе, как он развивается и какие способы позволяют улучшить качество жизни. Отрасли, которые улучшают технологию «умного города» включают в себя госуслуги, управление городской транспортной сетью, рациональное использование энергии и воды, здравоохранение, инновационные сельское хозяйство и утилизацию отходов.

Именно в целях цифровизации процессов управления городами и поселениями был разработан Ведомственный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город», который реализуется Минстроем России в рамках нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика». Для координации правового и технического сопровождения реализации этого проекта при ведомстве создана специальная рабочая группа, членами которой являются не только сотрудники министерства, но и представители иных ведомств и госкорпораций, а также бизнес сообщества в сфере цифровизации и информационных технологий. А для реализации проекта Минстрой разработал целый ряд методических документов, используя которые местные власти в городах и регионах могут развивать данное направление.

«Проект «Умный город» направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан и базируется на пяти ключевых принципах: ориентация на человека, технологичность городской инфраструктуры, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда, акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды», — объясняет Мороз.

Он также кратко рассказал о Банке решений умного города, который содержит полную информацию о реализации пилотов 364 проектов в 537 городах страны. А именно – их описание, технические характеристики конкретного решения, финансово-юридические модели организации и иногда даже построение бизнес-схемы. Главное условие реализации — создание рамок для определения и управления инициативами концепций «умного города». Особенно важно, подчеркнул Мороз, чтобы регион был активным элементом, определяющим приоритеты, цели и инициативы по строительству Smart города. Каждое ответственное руководство региона или района должно определить и обновить стратегию и цели города в долгосрочной перспективе, определив приоритеты и цели своей деятельности. Эти документы затем станут основой для создания концепции «Умный город», теории и реализации инициативы.

«Как показывает опыт, при создании ключевых документов для реализации концепций «Умный город» удобно создать городской консультативный орган, на котором будут представлены основные участники экосистем и на который будет возложена ответственность за определение концепции, целей и ключевых инициатив по их реализации», — поясняет спикер.

Говоря о сегодняшних подходах к развитию умных городов, Антон Мороз отметил, что важно не количество сервисов, а социально-экономические достижения. Кроме того, безусловным для создания будущей умной инфраструктуры городов является платформенный подход, где сервисоориентированная модель должна базироваться на единой технологической площадке, на которой циркулируют данные обо всех уровнях жизнедеятельности муниципалитета.

«Принцип единой платформы активно практикует Санкт-Петербург, которому в силу отсутствия деления на муниципалитеты проще добиваться централизации ресурсов. В Питере создается «Цифровая панель управления городом», для которой все системы будут составными компонентами, поставщиками данных. Они разрабатываются и поддерживаются с условием интеграции в едином цифровом пространстве. Таким образом, формируется цифровой профиль города. Также сторонниками единого платформенного решения являются руководители Архангельской и Калужской области», — приводит примеры докладчик.

«Если для крупных поселений и региональных центров многие технологические новинки применимы как с точки зрения масштаба, так и монетизации, то эти же финансовые модели перестают работать для небольших населенных пунктов, продолжает спикер, — Пока нет решения как развивать инновации в малых городах и крупных поселениях, и это является сегодня сложным вопросом и для бизнеса, и для государства».

Ещё одним важным аспектом Антон Мороз назвал то, что управление городским хозяйством не может развиваться без строительства. В этой связи создание «суперсервиса» Минстроя России, интеграция всех проектов, программ, решений на одной платформе – это правильный путь, считает он.

«В этом вопросе главное продумать программное обеспечение, чтобы потом не получилось, как с системой ИСОГД, когда оказалось невозможным интегрировать региональные системы с федеральной, так как они созданы на разном ПО».

В завершение своего выступления вице-президент НОСТРОЙ назвал основные проблемы развития умных городов и внедрения цифровых решений в процессы управления городским хозяйством.

«Во-первых, это разрозненная цифровизация федерации, регионов и муниципалитетов. Даже пилотные проекты реализации «умного города» — это отдельные населенные пункты. Пока нет ни одного примера, когда субъект целиком пошел бы по пути цифровизации. Есть регионы, которые говорят о едином платформенном решении, но готового пилота пока, к сожалению, нет. Для того, чтобы решить эту проблему, требуется объединение и централизация проектов на региональном уровне.

Второе – это проблема межведомственного взаимодействия, которая существует во многих вопросах управления и цифровизация – не исключение. Здесь стоит отметить главное – пока министерства и ведомства не начнут конструктивно взаимодействовать и обмениваться документами с использованием электронных сервисов на федеральном уровне, о субъектах говорить рано. Правительство государства, частный сектор, центральные власти и другие регулирующие органы очень заинтересованы в проекте «Умные города». Поэтому важно, чтобы все заинтересованные стороны действовали скоординировано, а также предельно чётко осознавали свою роль и возложенную ответственность.

Следующая проблема связана с кадровым вопросом. Её суть в том, что для качественного выполнения поставленного проекта необходимо большое количество работников и обслуживающего персонала. Существует огромная потребность именно в квалифицированных рабочих и профессионалах. Поэтому очень важно, чтобы для работников, принимающих участие в реализации проекта, проводились адекватные профессиональные обучающие курсы.

Один из самых злободневных вопросов для региональных и местных властей – финансирование. Помимо поиска «прорывных технологий», ответственным лицам нужно еще решить проблему монетизации новых сервисов. Экономическая составляющая выглядит не менее важной, чем технологическая. Но тут вряд ли можно предложить общее решение, ведь используются различные инструменты. В дорогостоящих проектах стали применяться инструменты лизинга, с отсрочкой выплаты за приобретаемое оборудование и программное обеспечение. ИТ-интеграторы пытаются подражать сотовым операторам и монетизировать проекты по сбору и обработке данных за счет продажи агрегированной информации.

Ну и конечно же, это проблемы, связанные с интернетом. Поскольку в умных городах резко увеличатся объемы данных, необходимо скорейшее решения вопроса с выделением удобных частот для операторов 5G. Сейчас, как известно этот процесс блокирован силовыми ведомствами.

Отвечая на поступившие вопросы после доклада о том, какие нужно сделать шаги для того, чтобы коммерсанты создавали «умные города», Антон Мороз чётко обозначил, что для этого нужно убрать административные барьеры — региональные власти должны помогать развитию бизнеса в этом направлении, создать  нормальные действующие системные кредитные инструменты, которые государство предоставит бизнесу в области цифровизации и информационных технологий, а также очень важно развивать и расширять параметры применения механизма государственно-частного партнёрства для бизнеса, включая механизмы ГЧП для создания объектов инфраструктуры. Бизнес для предпринимателя должен быть рентабельным, для государства — улучшать экономическую и социальную структуру региона, а для населения — создавать более комфортные условия для жизни.

«Что касается роли Минстроя здесь, то она скорее заключается в привязке к исполнению нацпроекта «Жильё и городская среда», который с точки зрения инфраструктуры и комфорта подразумевает и наличие «умного города».

Председатель технического комитета 194 по стандартизации цифровых технологий «Кибер-физические системы» Никита Уткин выступил с докладом «Стандарты Умного города: как обеспечить совместимость систем и заставить данные работать». Он коротко осветил работу возглавляемого им комитета и перечислил  основные стандарты развития технологических проектов, которые включают в себя интероперабельность, масштабируемость и платформенность.

Подробнее он остановился на Стандарте показателей «Умного города» и его международном «побратиме», в разработке которого участвовала компания, представил первую серию из 8 стандартов, которые планируется утвердить уже к концу лета, и сообщил о первой разработанной серии нормативно-технических документов умного города. Все эти документы уже прошли процедуру публичного обсуждения.

О цифровой трансформации городского хозяйства рассказал член совета директоров Института Рациональных Технологий, генеральный директор компании «Digital Twin» Сергей Гумеров.

Он отметил, что средние темпы роста экономики составляют 2-3% в год, в то время как рост городского хозяйства — 3-4%, что говорит о его возрастающей роли. Кроме того, в структуре оборота городского хозяйства растет и доля административных затрат.

Руководитель направления инноваций, ГК МИТСАН Сергей Паутов осветил проблемы внедрения инфраструктурных решений при государственно-частном партнерстве и рассказал о том, как входить в проекты и привлекать инвестиции.

Он рассказал о работе компании, которая осуществляет производство светотехники и об интеграции данного продукта в проект «умного города».

«Внедрение новых технологий строится на принципе повышения энергоэффективности городов и экономии электроэнергии. Светодиодные светильники применяются как для дорожного уличного освещения, так и для подсветки фасадов здания. Среди преимуществ умного освещения — простой и удобный интерфейс управления, основным же недостатком можно назвать отсутствие возможности комплексного внедрения системы умного освещения, поскольку эта процедура достаточно затратная. Если говорить о проблемах внедрения инновационных технических решений для освещения города, то помимо технических и финансовых существует еще субъективные. Например, в регионах иногда нет понимания, что из себя предоставляет этот проект. Поэтому мы стараемся максимально доводить информацию до заказчика, наглядно демонстрируя работу системы».

Руководитель отдела продаж ГК «Геоскан» Илья Демко рассказал о цифровой копии территории, как основе умного города.

В сферу деятельности ГК «Геоскан» входит производство беспилотных систем, создание 3D-моделей и разработка других различных программных продуктов.

«Основой для управления умным городом являются данные. Для этого мы создаём цифровые копии городов. Такой «двойник» оперирует данными с привязкой к объекту, что очень важно для градостроительства и планирования. Кроме того, благодаря цифровым моделям можно осуществлять теплоэнергетический и экологический мониторинг городов, заранее выявлять места сильных утечек, что позволит предотвращать аварии».

Руководитель проектных решений Smart City АО «ЭР-Телеком Холдинг» Ирина Аминова представила практику внедрения решений для умного города.

Она подчеркнула, что АО «ЭР-Телеком Холдинг» первыми развернули сеть умных решений на федеральном уровне в 52 городах страны. Сюда входит умное городское освещение, которое позволяет управлять им на уровне каждого светильника и увеличивать/уменьшать степень освещённости, что значительно экономит затраты на электроэнергию. Пилотные проекты запущены в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Омске.

Также это интеллектуальное освещение пешеходных переходов, которое оснащено датчиками движения. Такие проекты реализованы в Санкт-Петербурге и Новгородской области.

В рамках проекта «Безопасный двор» компания предлагает умные домофоны с видеокамерами и Wi-fi точками. В России такими оснащены более 10 тыс подъездов.

Для больниц предлагается автоматическая система отслеживания состояния персонала и посетителей и бесконтактный вызов помощи больным. «Облачный скуд» включает в себя сервис распознавания лиц и детекции масок, тепловизионные системы для определения температуры.

Руководитель Департамента стратегических проектов «Нэт Бай Нэт Холдинг» ПАО «МегаФон» Евгений Ключевенко представил доклад «Практика NetByNet в сфере развития умных городов. Как сделать горожанина ключевым элементом концепции».

Он сообщил, что компания представлена в 80 городках и 7 федеральных округах России, и тематика умного города является для неё максимально важным направлением. Спикер отметил, что необходимо понимание особенностей каждого региона на отдельно взятые сегменты цифровизации, исходя из чего корректируется вся дальнейшая работа.

Председатель совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Борис Валит выступил с докладом о том, как организовать эффективный процесс управления недвижимостью с использованием технологических инноваций.

Он представил результаты опроса, где 15% респондентов заявили об улучшении качества работы управляющих компаний.

«В настоящее время произошла «уберизация» рынка управления жильём, то есть возникла реальная конкуренция среди управляющих компаний и у них появились дополнительные сервисы. Но, к сожалению, не все УК понимают, что будущее за цифровизацией, а все инновации в отрасль ЖКХ приходят с опозданием».

При этом докладчик подчеркнул, что те управляющие компании, которые своевременно выполнили подключение к онлайн-сервисам, смогли без проблем проводить дистанционно общие собрания и голосования в период пандемии.

Руководитель Международной лаборатории «Математические методы физики композитных материалов» Университет ИТМО Андрей Рыбин осветил международное сотрудничество в области дисраптивных информационных технологий, представив проект DIT4BEARs.

Он рассказал, что программа финансируется Европейским Союзом, Финляндией, Норвегией, Россией и Швецией в рамках программы приграничного сотрудничества Коларктик 2014-2020. Проект создан для того, чтобы улучшить адаптацию и передачу дисраптивных информационных технологий (IoT, Big Data) для социальных и экономических потребностей Баренцева Евро-Арктического региона. В рамках проекта будут разработаны решения для проблем, связанных с транспортной отраслью, системой управления отходами, перемещением людей и товаров в регионе и транспортной безопасностью, связанной с содержанием зимних дорог и оленеводством.

Генеральный директор АНО «Агентство регионального развития Архангельской области» Максим Заборский рассказал о реализации концепции «умный город» в Архангельске. В частности, он представил проекты «Речевая аналитика» и «Фотоловушка KUBIK», проект интеллектуальной системы управления ТС, в рамках которого создана интерактивная карта дорожного движения, проект солнечной электростанции, а также  «Smart-City», призванный улучшить управляемость города и снизить затраты на интернет. Говоря об инфраструктурных проектах, он привёл в пример проект «Деревня-100», который расширяет доступность населения ко всем сферам цифровизации, в том числе, через портал госуслуг.

В завершение спикеры ответили на наиболее интересные вопросы, поступившие от зрителей в чате.