Антон Мороз об экологической обстановке в России, проблемах размещения ТБО и системе территориального планирования

Недавно в Центре социально-консервативной политики состоялось экспертное совещание на тему «Роль общественных сил в формировании и реализации экологической повестки». Эксперты и представители общественных организаций обсудили перспективы развития системы экологической безопасности в рамках, поставленных Президентом РФ задач по повышению качества жизни граждан, созданию качественной и доступной инфраструктуры, защите окружающей среды и здоровья граждан, а также ускорению темпов развития.

Одним из спикеров выступил вице-президент Санкт-Петербургской ТПП, член Советов НОСТРОЙ, НОПРИЗ Антон Мороз, как известно, назначенный вице-президентом Национального объединения строителей на прошедшем XVII Всероссийском съезде строительных СРО. Антон Михайлович заострил внимание на основных проблемах, препятствующих улучшению экологической ситуации в стране. И вот, о чём он рассказал ещё.

***

Первая проблемавнедрение новых технологичных экологических материалов и новых технологий, способствующих улучшению экологической ситуации и природоохранных процессов. 

Это связано с тем, что на сегодняшний момент все проходящие на территории Российской Федерации бизнес-процессы по различным отраслям имеют краткосрочные перспективы реализации. Они подразумевают не вложение крупных инвестиций в технологии, а зарабатывание денег на этапе реализации проекта и в течение короткого промежутка после его исполнения.

Внедрение технологических процессов и технологичных материалов, особенно в части природоохранной деятельности и экологии, связано со значительными инвестициями, большим сроком выхода на окупаемость. Бизнес идёт по пути наименьшего сопротивления, предпочитая заработать деньги на начальной стадии, а не на эксплуатационной, длинной стадии, как происходит во всём мире. Это самая большая и актуальная проблема, она напрямую связана с имеющейся в России экономической напряжённостью.

Пути решения данного вопроса – это государственное экономическое и законодательное стимулирование, начиная от налогового и финансового и заканчивая инвестированием в технологические экологические процессы и в предприятия, развивающие эти направления, путем кредитования, предоставления им льгот. Также необходимы меры ограничивающего характера по принципу «палки» для бизнеса, тесно связанного с загрязнением окружающей среды: не исполнил – получил административное или иное взыскание, которое заставит задуматься на предмет отсутствия желания внедрения данных технологий.

В нашей стране сейчас необходимо применять оба метода.

Вторая проблемасвязана с системой образования и формирования экологической культуры, которая за последние 90 лет в нашей стране не развивается.

Необходимо возрождать экологическое воспитание на самой ранней стадии образовательных процессов, вводить новые образовательные продукты, приводить собственные примеры.

Необходимо пересмотреть систему восприятия ценностей: дом – не очерченная стенами площадь, вся территория России. Должны быть продуманные педагогические системы воспитания и образования, которые будут внедряться в систему школьного и дошкольного образования.

Третья проблема– эффективность государственных программ в части природоохранной деятельности и экологии.

Большинство программ, которые применяются на территории России, имеют крайне низкую реализацию. То есть существует федеральная поддержка, деньги, много преференций, но при реализации программы на уровне муниципалитета мы сталкиваемся с огромным количеством вопросов, начиная от неграмотности чиновников среднего звена, заканчивая вопросами со стороны контролирующих органов. Эти программы существуют на бумаге, есть их финансирование, но они абсолютно нереализуемы. В пример можно привести ФЦП «Чистая вода». Программа хорошая, но с крайне низкой реализацией.

Необходимо создавать технологичные производства по утилизации отходов, и бизнес готов это делать. Но для того, чтобы это предприятие было построено за счёт частных инвестиций и окупаемо, оно должно иметь постоянную, правильно сформированную загрузку – с раздельной подачей мусора, с чётким и понятным графиком загрузки, с потребностью исходящей продукции, полученной по мусороперерабатывающей технологии. Мусороперерабатывающее предприятие, например, может не только утилизировать мусор, создавать новые материалы, но и вырабатывать энергию, уменьшая концентрацию и потребление энергии из природных источников. Это в свою очередь будет приводить к улучшению экологической ситуации.

Также достаточно велика проблема транспортировки мусора от точки сбора до завода. 

Начнём с того, что у нас отсутствует селективный сбор мусора, отсутствуют промежуточные полигоны, нет единой системы контейнеров, транспортных средств, которые могли бы обеспечить своевременную перевозку мусора до точки утилизации.
Если сейчас перейти к необходимому раздельному сбору мусора, то мы будем обязаны втрое увеличить количество автотранспорта, потому что у каждой придомовой территории будет собственная система контейнирования той или иной группы мусора.

Здесь необходима чёткая работа государства с законодательством на федеральном и региональном уровнях, которая приведёт эту систему управления отходами к единому показателю. На данный момент существуют такие регламенты размещения мусора, что фактически вывоз мусора становится невозможным. Поэтому нужно создать единый регламент размещения мусора на территориях индивидуальной жилой застройки и ДНП для упрощения процедуры сбора и транспортировки отходов.
Кроме того, необходимо изменить комплексную стратегию природопользования и экологии. 

В её основе должны быть базовые элементы: воспитание путём включения экологической тематики в систему образования, стимулирование правильного обращения с отходами, внедрение технологий любыми способами. На это нужно время, поэтому процесс необходимо запускать на начальной стадии уже сейчас.

Отдельная проблема связана с размещением на территории России полигонов ТБО и системным планированием любых заводов, полигонов, мусороуборочных площадок. 

Это является частью проблемы территориального планирования. Уровень градостроительной документации и документов терпланирования, которые создавались за последние четыре года, настолько низок по качеству, что фактически бизнес размещает строительные объекты и объекты по утилизации мусора там, где только это возможно.

Поскольку документы на бумаге позволяют размещать такие объекты в местах, недопустимых для этого по экологическим показателям, мы имеем несанкционированные свалки, вырубку леса, произвол чиновников, коррупцию.

Если мы вернёмся к нормальной системе территориального планирования, которая будет осуществляться профессионалами высокого уровня либо институтами терпланирования, подконтрольными государству или общественным организациям, то мы создадим правильную карту экономически обоснованного территориального развития страны.

Наконец, те системные ошибки, которые выявляются в законодательстве, постоянно выносятся на рассмотрение в законодательные органы власти обширным блоком, что делает невозможным их принятие. 

Необходимо выделить конкретные проблемы, разбить их на группы, вносить поэтапно, по одной – две поправки, учитывая опыт общественных организаций и работу с профильными органами федеральной исполнительной и законодательной власти, решать задачи точечно.

ОТ РЕДАКЦИИ. Участники экспертного совещания поддержали предложение Антона Мороза по совершенствованию документов территориального планирования – уточнению их структуры и состава, а также возможностей использования земель для тех или иных целей. По итогам дискуссии было принято решение сформировать общественно-экспертную структуру, которая займётся анализом проблемных ситуаций в ходе реализации экологической повестки и будет разрабатывать рекомендации по решению выявленных проблем.

Публикация:
http://zanostroy.ru/news/2019/04/26/12837.html