Антон Мороз: Нам предоставлен шанс реально довести работу по изменению системы контрактования до необходимого результата, и этим мы обязаны воспользоваться!

Вчера, 16 мая, в Санкт-Петербурге прошло совещание по вопросу обсуждения проекта изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В состав президиума вошли директор правового департамента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Олег Сперанский, вице-президент НОПРИЗ, координатор НОПРИЗ по СЗФО Александр Гримитлин, член Совета НОПРИЗ, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, член Общественной палаты России Владислав Гриб, ведущий эксперт ООО «АКГ «БАЗИС» Кирилл Шамин.

Участие в мероприятии приняли председатель коллегии по спорам в сфере строительства Арбитражного центра при РСПП Марк Геллер, генеральный директор СРО Ассоциации «Объединение проектировщиков подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» Сергей Алпатов, член Совета НОПРИЗ, заместитель директора Ассоциации СРО «Проектировщики Северо-Запада» Анатолий Каталевич, генеральный директор СРО А «Объединение проектировщиков» и СРО А «Объединение изыскателей» Алексей Белоусов, председатель Совета Ассоциации СРО «Содружество проектных организаций» Лариса Ерёмина, член Совета НОПРИЗ, член Совета СРО Ассоциации «Центр объединения проектировщиков «СФЕРА-А»» и СРО Ассоциации «Центр объединения изыскателей «СФЕРА-А»» Дарья Акимова, заместитель руководителя Аппарата НОПРИЗ Виталий Ерёмин, директор Ассоциации проектных организаций «Союзпетрострой-Проект» Андрей Уртьев, заместитель директора АС «СРО «Инженерные системы-проект» Марина Гримитлина, директор по развитию ООО «ЕСТП СРО» Анатолий Король, член экспертного Совета НОСТРОЙ Дмитрий Желнин и другие.

От имени Национального объединения строителей выступил Антон Мороз, который озвучил предложения президента НОСТРОЙ Антона Глушкова в части реформирования контрактной системы в строительстве. В частности, высказал предложение об исключении необходимости предоставления банковских гарантий организациям с малой стоимостью контрактов и о том, чтобы положить региональный принцип в основу законов, которые регулируют конкурсные процедуры, чтобы приоритет в конкурсах до определённой суммы финансовых средств отдавался местным строительным компаниям.

От себя лично Антон Михайлович добавил: «Сейчас не учитывается роль СРО в системе отбора добросовестных контрагентов при заключении с ними государственных контрактов. Фактически СРО лишь получают уведомление о заключении тем или иным её членом контракта, не имея возможности влиять на оценку его добросовестности, но неся при этом ответственность. Считаем необходимым постепенное введение саморегулируемых организаций в систему отбора претендентов».

Далее спикер указал на то, что отменено обязательное страхование ответственности вступающих в СРО и не введено страхование участников государственных закупок.

«Ранее имущественная ответственность членов саморегулируемых организаций в области строительства за вред, причинённый вследствие недостатков выполненных ими работ, могла быть обеспечена либо только компенсационным фондом СРО, либо компенсационным фондом и страхованием гражданской ответственности членов СРО. Во всех действующих саморегулируемых организациях обеспечение имущественной ответственности членов осуществлялось с привлечением института страхования. Думаю, что необходимо постепенно отказываться от практики расширения способов обеспечения ответственности компенсационными фондами в пользу развития рыночных механизмов страхования», – рассказал господин Мороз.

Также он отметил проделанную Национальным объединением строителей работу по подготовке законопроекта о контрактовании строительных работ и подчеркнул необходимость совместной с НОПРИЗ и Минстроем России ускоренной подготовки изменений в 44-ФЗ, принятие которых необходимо в связи с поручением Президента РФ. Данное поручение звучит и в протоколе совещания вице-премьера Правительства РФ Виталия Мутко с общественной организацией «ОПОРА РОССИИ».

«Нам предоставлен шанс реально довести работу по изменению системы контрактования строительных, проектных и изыскательских работ для нашей отрасли до необходимого результата, и этим мы обязаны воспользоваться!», – подчеркнул Антон Мороз.

Представитель разработчика нового законопроекта Кирилл Шамин рассказал о концепции его доработки с учётом тенденций актуального блока изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ и о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Участниками была поддержана возможность коллективного выхода на торги, когда по одному большому контракту выходит не один строитель или проектировщик, а целая группа для того, чтобы совместными усилиями осуществлять работу. Данную инициативу поддержала Лариса Ерёмина, добавив, что помимо объединения компетенции, профессионализма участников коллективных закупок это также может поспособствовать консолидации финансовых ресурсов, таких, как привлечение банковских заёмных средств разными компаниями-участниками коллективной закупочной деятельности, а также более быстрому и качественному выполнению работ.

Дополнительный стимул развития получат электронные торговые площадки, как основной инструмент борьбы с демпингом на рынке строительных заказов.

На совещании отдельное внимание было уделено необходимости найма заказчиком специальной организации, которая готовит документацию. Такие организации должны не только понимать строительство и проектирование и общаться на одном языке со строителями и проектировщиками, но и уметь взаимодействовать с антимонопольными органами. Тогда документация будет готовиться качественно, а торги не будут отменяться.

Владислав Гриб в своём выступлении призвал рассмотреть принцип делегированного законодательства, когда оно устанавливает какие-то общие принципы работы, а всё остальное регулирование отрасли возлагается на профобъединения такие, как НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Все участники совещания отметили при этом необходимость введения в качестве основного участника моделирования процесса нормотворчества в контрактовании строительной деятельности Минстрой России.

Помимо этого, докладчик указал на необходимость уделить существенное внимание третейскому судебному разбирательству, как более выгодному и быстрому механизму рассмотрения споров между заказчиками и застройщиками. Так как, по словам господина Гриба, во-первых, государственные суды сейчас перегружены, а во-вторых, мало судей, которые могут принять решения не в пользу государства. Третейские судьи, в свою очередь, не являются государственными служащими и федеральными судьями, рассматривая дела справедливее.

Данный тезис поддержал Марк Геллер, который выступил с предложениями по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг в части внедрения института третейских судов при рассмотрении споров по контрактам, заключённым для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Он высказался о том, что необходимо передать часть небольших дел (хотя бы споры по делам на суммы до 60 миллионов рублей) в третейские суды и, тем самым освободить государственную судебную систему от данной нагрузки.

В заключении Олег Сперанский выступил с докладом «Тенденции изменения в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он рекомендовал всем участникам совещания подготовить и направить через НОСТРОЙ и НОПРИЗ свои предложения по корректировке 44-ФЗ.

Александр Гримитлин и Антон Мороз поддержали идею Олега Сперанского и выразили готовность оперативно собирать и обобщать данную информацию, перенаправляя её в Минстрой России для того, чтобы эти корректировки были учтены в готовящемся законопроекте.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

Публикация:
http://zanostroy.ru/news/2019/05/17/12928.html