Разработка предложений по усилению ответственности за производство и торговлю нелегальной продукцией и снижению уровня алкоголизации

ЗАСЕДАНИЕ Общественного совета РАР 06 июня 2018 года

Доклад: «Разработка предложений по усилению ответственности за производство и торговлю нелегальной продукцией и снижению уровня алкоголизации».

История:

Статистика употребления алкоголя 19-20 век

По данным ВОЗ количество чистого алкоголя превышающие 8 литров на человека в год является опасным для его здоровья.

  • В 1914 году в России на одного человека приходилось 4.7 литра чистого алкоголя.
  • Сухой закон 1914-1925 годов снизил эту цифру до 0.2 литра.
  • В 1940 году алкоголь употребляли в количестве 1.9 литра на человека в год.
  • В 1960 году употребление алкоголя выросло до 9.8 л, и это при том что государственная продажа составляла всего 4.6 л.
  • 1980 год – продажа алкоголя выросла до 10.5 литра на человека
  • В 1984 году в СССР употребление чистого алкоголя выросло до 12 литров.

По статистике в России употребления алкоголя в первой половине 1980-х годов было в 2-3 раза выше чем в других странах, например:

  • Турция – 1.3 л
  • Швеция – 5.2 л
  • Финляндия – 6.6 л
  • Великобритания – 7.2 л
  • США – 8.4 л
  • Россия – 14.2 л

Антиалкогольная кампания 1985 – 1986 гг. снизила продажу алкоголя на 51%, а реальное потребление на 27%. В 2007 году продажа спирта составляла примерно 10 л на человека в год, с которых 80% это пиво, 13% — водка и ликероводочные изделия. 2009 год – употребление алкоголя возросло до 18 литров в год на 1 человека. 18 литров спирта соответствует 90 полулитровым бутылкам. По статистике основные потребители алкоголя это мужчины возрастом от 15 до 65 лет, а их число составляет 80%, то на каждого пьющего проходится 244 бутылки в год, это больше, чем одна бутылка на два дня.

 

Текущее состояние:

Летом прошлого года Президент России Владимир Путин подписал изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы об уголовном наказании за производство алкоголя без лицензии, а также подделку акцизных марок в крупном размере. Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии в крупном размере (более 100 тыс. руб.) наказывается штрафом от 2 млн до 3 млн руб. или лишением свободы до трех лет. Если такое преступление совершено в особо крупном размере (более 1 млн руб.) или организованной группой, установлено наказание в виде штрафа от 3 млн до 4 млн руб. или лишения свободы на срок до пяти лет.

В пояснительной записке к документу сообщается, что около 30% розничных точек, реализующих алкоголь, работают нелегально, без лицензии. Предполагается, что закон усилит ответственность за нелегальный оборот алкогольной продукции и принесет дополнительный доход в бюджет.

Но даже эти меры, на наш взгляд, не являются достаточными для исправления ситуации. Ежегодно регистрируют более 40 тысяч случаев отравления некачественным алкоголем, в том числе и смертельных.

Кроме того, по последним данным Роспотребнадзора, количество алкоголиков в России превысило отметку в 5 000 000 человек или 3.4 % от всего населения. На учете стоит всего 1.7% больных алкоголизмом. Алкоголизм стал причиной смерти 1/3 всех мужчин и 15 % женщин. Если перевести в цифры, то от алкоголя умирает приблизительно 500 000 человек в год. Шокирующие данные! Столько людей не умирает от войн, эпидемий и стихийных бедствий даже если сложить все вместе. С злоупотребление алкоголя в России напрямую или косвенно связано: 62.1% самоубийств, 72.2% убийств, 60% смертей от панкреатита, 67.7% от цирроза и 23.3% от сердечно-сосудистых заболеваний.

Дети. По статистике в среднем дети пробуют алкогольные напитки в 13 лет. При этом 1/3 часть парней и 1/5 часть девушек старше 13 лет, но еще не совершеннолетних употребляет водку, пиво, слабоалкогольные напитки каждый день. Это в 10 раз больше, чем в Великобритании. Пик массового употребления алкоголя в России сместился в возрастную группу 14-15 лет. Врачи прогнозируют что большей части этих людей вскоре потребуется лечение алкоголизма, потому что молодой организм особенно склонен к привыканию.

 

Мировой опыт борьбы и предложения:

Необходимо констатировать, что алкоголизация — проблема модернизированных стран.

Практически все зарубежные страны на определенном этапе развития переживали периоды пьянства. Так, страны Северной Европы столкнулись с алкогольными проблемами еще в ХIX веке на фоне роста уровня жизни населения, проживающего в этих странах.

Потребление крепких напитков в современной Восточной Европе (до 10 литров этанола в год на человека) выглядит аномальным по сравнению с развитыми странами, где эта величина составляет 2−3 литра (причем значительная часть этого объема выпивается в виде слабоалкогольных коктейлей).

Однако еще полвека назад данная проблема имела место и в Скандинавских странах. Так, в Швеции еще в 1954 году крепкие напитки занимали 67% продаж, но уже к 2000 году их доля снизилась до 21%. В Норвегии еще в 1972 году в виде крепкого алкоголя потреблялось 47% общего объема этанола, а к 1999 году − уже 29%.

Сложившаяся мировая практика потребления алкогольных напитков представляет три типа культур потребления алкоголя населением. Так, в регионах, имеющих тысячелетний опыт виноделия, сформирована южноевропейская культура потребления, характеризующаяся достаточно частым потреблением небольших доз алкоголя. В странах Центральной Европы получила распространение пивная культура, представляющая собой достаточно частое потребление алкоголя в небольших разовых дозах. В северной же климатической зоне (к которой можно отнести и Россию) наибольшее распространение получила практика потребления населением крепких алкогольных напитков в дозах, как правило, угрожающих жизни и здоровью.

Решение тяжелых алкогольных проблем североевропейских стран потребовало и жесткой государственной политики ограничения доступа к алкоголю. Ответом на тяжелую эпидемию пьянства в североевропейских странах стало введение государственной монополии на розничную продажу алкоголя. Эта мера зарекомендовала себя как эффективное средство снижения алкогольных проблем и смертности в таких странах, как Швеция, Исландия, Норвегия, Финляндия, Канада, а также во многих штатах США.

Накопленный мировой опыт свидетельствует также, что одним из эффективных способов преодоления алкогольной проблемы во многих странах явилось радикальное снижение потребления крепких алкогольных напитков, в том числе водки, самогона и водочных суррогатов. Данный способ был реализован в странах Северной Европы, таких как Голландия, Великобритания, Норвегия, Швеция, Финляндия, сейчас он успешно реализуется в Польше и менее успешно — в странах Балтии.

В соответствии с данными статистики душевое потребление чистого алкоголя в России — 18 литров, в США — 8, в наиболее пьющих северных странах (Канада, Швеция, Финляндия, Ирландия, Исландия) – от 6 до 8 литров.

В России доля крепких алкогольных напитков, потребляемых населением страны, составляет 72,3% против 25 — 30% в большинстве других стран.

Есть страны, где потребление алкоголя сопоставимо с российским, но из-за того, что в структуре потребления алкоголя в этих странах преобладают натуральные вина, слабоалкогольные напитки или пиво, феномена сверхсмертности населения в них не установлено. В странах же европейского региона наблюдается жесткая зависимость между потреблением крепких напитков и продолжительностью жизни населения, особенно мужчин. Так, на примере отдельных стран (Латвия, Литва и Эстония) можно наблюдать, что высокий уровень потребления крепких напитков является ключевой причиной высокой смертности населения. Положительный пример перехода населения страны с водки на слабоалкогольные напитки представляет собой Польша, где этот процесс сопровождается значительным ростом ожидаемой продолжительности жизни населения.

Однако рассчитывать на полное вытеснение крепких спиртных напитков виноградными винами в условиях нашей страны пока не приходится. В структуре продаж алкогольной продукции в нашей стране 80 % приходится на пиво, 13 % — на водку и ликероводочные изделия, 6 %- на вино, 1 % — на коньяк. Как один из возможных путей решения проблемы можно рассматривать максимальное развитие производства слабоалкогольных напитков. Опыт целого ряда северных стран (Норвегия, Швеция, Финляндия) убеждает в реальной выполнимости задачи обеспечения позитивных изменений в структуре потребления алкогольных напитков в сторону заметного уменьшения доли крепких алкогольных напитков.

Мировой опыт также свидетельствует, что наиболее эффективными мерами алкогольной политики являются меры, включающие в себя уменьшение доступности алкоголя (в особенности крепких напитков) — экономически, в пространстве, во времени и по возрасту.

Ценовая доступность алкоголя. Проведенные в стране исследования показали, что в России установлен самый условно дорогой алкоголь относительно уровня доходов и расходов населения среди большинства стран. То есть на 1% расходов среднего семейного бюджета в России можно купить 1,03 литра абсолютного алкоголя, в США — 1,64 литра, в Италии — 1,7 литра, во Франции — 2,04 литра, а в Германии и Великобритании — соответственно 2,4 и 2,06 литра. На сегодняшний момент этанол в водке для российского потребителя в 4 раза дешевле, чем в пиве, и в 2,6 раза дешевле, чем в вине, что вынуждает население страны выбирать крепкие напитки.

Шаговая доступность алкоголя. К эффективным мерам алкогольной политики государства относятся меры, направленные на сокращение количества точек, торгующих алкоголем. Существует прямая зависимость между количеством торговых точек, продающих алкоголь, и заболеваемостью, смертностью, преступностью, связанными со злоупотреблением алкоголем.

Сложившаяся в 90-е годы шаговая доступность алкоголя в России беспрецедентна, особенно в отношении слабоалкогольных напитков (включая пиво). Количество торговых точек, продающих крепкие напитки, на 100 тыс. человек в России в 7-10 раз выше, чем в странах Скандинавии (не более одной торговой точки на пять тысяч человек). Так, один магазин, торгующий напитками крепче 4,75%, в Норвегии приходится на 30 тысяч жителей, в Швеции − на 23 тысячи. В результате на целую страну, такую как Норвегия, приходится лишь 147 торговых точек, продающих крепкую алкогольную продукцию. Для сравнения, на одно Подмосковье приходится более 15 тысяч таких точек, или одна точка на 400 человек.

Назрела острая необходимость ввести запрет на продажу любых алкогольных напитков (включая пиво) в киосках. Эффективность этой меры подтверждает тот факт, что введенный в середине 90-х годов в России запрет на продажу в киосках крепких напитков (которому алкогольное лобби предрекало полный провал), до сих пор достаточно четко соблюдается; более того, данный запрет сыграл важнейшую роль в остановке катастрофического роста смертности населения в 90-х годах. Поэтому введение аналогичного запрета на торговлю алкоголем в киосках позволит, в частности, резко повысить эффективность борьбы с продажей алкоголя несовершеннолетним.

Запрет продажи алкоголя несовершеннолетним. Зарубежный опыт свидетельствует: в большинстве цивилизованных стран продажа любых алкогольных напитков несовершеннолетним категорически запрещена, и этот запрет неукоснительно выполняется, в т.ч. благодаря норме, по которой продавец имеет право требовать удостоверение личности, подтверждающее возраст покупателя.

Сейчас в России запрещена продажа алкоголя лицам младше 18 лет. Однако на сегодняшний день существует острая необходимость усиления административной ответственности за нарушения, связанные с розничной продажей алкогольной продукции и пива несовершеннолетним. Целесообразно запретить продажу любой алкогольной продукции лицам, не достигшим 21 года, как это сделано в США, Белоруссии, на Украине, в Египте, Чили. В Японии этот возраст равен 20 годам.

Круглосуточная доступность. В настоящее время в большинстве населенных пунктов России приобрести алкоголь можно в любое время суток, чего не наблюдается ни в одной цивилизованной стране. Среди эффективных мер социально ответственной государственной алкогольной политики — полный запрет на продажу алкогольных напитков в утреннее (например, до 11.00), ночное или нерабочее время. Как показывает и российская, и зарубежная практика, это сразу же приводит к снижению уровня смертности, преступности и травматизма.

В большинстве северных стран алкогольные напитки не продаются также по воскресеньям и, кроме того, по субботам во второй половине дня. В России такого запрета нет, и по выходным наблюдается повышение смертности населения по сравнению с буднями на 8-11%.

Ценовое регулирование (т.е. повышение акцизов) является эффективным способом сокращения потребления алкоголя при одновременном повышении доходов государства.

Для северных стран, к которым на полном основании может быть отнесена Россия, необходимо достижение 10-кратного разрыва в стоимости одного и того же объема крепких и слабоалкогольных напитков с целью выравнивания стоимости этанола в слабых и крепких напитках. При этом слабоалкогольные напитки также не должны быть дешевы.

Согласно проведенным российским исследованиям при повышении цен на водку потребление водки лишь частично замещается нелегальным алкоголем, а в большей степени — слабоалкогольными напитками. В Скандинавии, Польше и странах Балтии подъем акцизов на водку привел к заметному снижению алкогольной и общей смертности даже на фоне контрабанды крепких напитков.

Таким образом, исследования позволяют сделать вывод о необходимости повышения акцизов на алкогольную продукцию, в том числе на крепкий алкоголь и слабоалкогольные напитки. Это повысит стоимость данной продукции и тем самым снизит степень ее доступности для населения, особенно для молодежи. Не случайно в бюджетном послании Президентом Российской Федерации была чётко поставлена задача повышения ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию.