РЕЗОЛЮЦИЯ IV Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия»

15-17 июня 2018 года состоялся IVВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ РОССИЯ».

Организаторами IV Всероссийского форума «Энергоэффективная Россия» выступили Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ) при участии Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования». Официальную поддержку мероприятия осуществляли  Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В работе Форума приняли участие представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы России, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ, АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Международной финансовой корпорации, Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, Федерального автономного учреждения «РосКапСтрой», Правительства Москвы, Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза»; представители профессиональных сообществ: НОЭ, НОПРИЗ, РАЭСКО, АС «АВОК Северо-запад», НАМИКС, МАИФ; ведущие производители энергоэффективной продукции, приборов учета энергоресурсов, топ-менеджеры и эксперты крупных инвестиционных, строительных, энергоснабжающих, энергосервисных, энергоаудиторских компаний, научных организаций, банков, консалтинговых фирм из различных регионов России.

В рамках деловой программы Форума было проведено 4 панельных дискуссии, выездное (открытое) совещание Минэкономразвития России, практический семинар для специалистов саморегулируемых организаций изыскателей и проектировщиков ЦФО.

По итогам IV Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» подготовлена Резолюция, решения которой направлены на совершенствование законодательного и нормативно-технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и содержат следующие положения:

1. Продолжить совершенствование нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с целью создания дополнительных стимулов к повышению энергетической эффективности российской экономики.
2. В целях комплексного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в энергоемких отраслях экономики внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части передачи полномочий по установлению налогового стимулирования по налогу на имущество организаций с уровня субъектов Российской Федерации на федеральный уровень.
3. В целях стимулирования строительства многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности и  приобретения квартир в этих домах установитьдля физических лиц дифференцированные ставки по налогу на имущество физических лиц, являющихся собственниками квартир, в зависимости от класса энергетической эффективности многоквартирного дома.
4. Поддержать изменения в порядок оценки результативности деятельности глав субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований, в части учета снижения энергоемкости валового регионального продукта и сокращения совокупных расходов бюджетов соответствующего уровня на обеспечение тепловой и электрической энергией.
5. В целях содействия организации работы по актуализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности», обеспечения его соответствия документам по стандартизации, а также современному уровню развития техники и технологий создать Экспертный совет по объектам и технологиям высокой энергетической эффективности при ТК 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент» с целью проведения экспертизы объектов и технологий.
6. Поддержать инициативу Минэкономразвития России по дальнейшему ограничению оборота ламп накаливания на территории Российской Федерации путем снижения максимального порога мощности таких ламп со 100 Вт до 75 Вт.
7. Рекомендовать Минэкономразвития России рассмотреть возможность ввести услугу «освещение» для промышленных предприятий.
8. Рекомендовать Минэкономразвития России рассмотреть возможность дифференциации цен (тарифов) на энергетические ресурсы в зависимости от объемов потребления, фактической потребляемой мощности, времени и порядка оплаты.
9. Поддержать инициативу Минэкономразвития России по закреплению на законодательном уровне создания и организации деятельности Федерального центра компетенций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и соответствующих региональных центров.
10. Рекомендовать Минэкономразвития России в проекте методических рекомендаций по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по энергосбережению и повышению энергоэффективности предусмотреть возможность привлечения существующих региональных центров энергосбережения в качестве технических заказчиков по энергосервисным контрактам.
11. Рекомендовать Минэкономразвития России рассмотреть возможность проработки мер поддержки потребителей энергоресурсов в повышении энергетической эффективности (покупка соответствующих объектов недвижимого имущества, техники и оборудования и пр.)
12. Рекомендовать Минэкономразвития России при одновременном совершенствовании системы контроля за соответствием товаров, работ и услуг, закупаемых в рамках законодательства о контрактной системе закупок, рассмотреть возможность введения санкций в отношении участников закупки (заказчиков), не соблюдающих требования энергетической эффективности в отношении закупаемых товаров, работ и услуг.
13. Рекомендовать Минэкономразвития России и Росреестру рассмотреть вопрос о внесении в ЕГРН сведений о классе энергетической эффективности жилых помещений.
14. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с НОЭ и РАЭСКО разработать предложения по внедрению в Российской Федерации системы обязательств по повышению энергетической эффективности, в том числе системы «белые сертификаты», предусматривающей обязательства регулируемых организаций по реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности у потребителей энергетических ресурсов, и их исполнение с участием федерального и региональных центров компетенции в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
15. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с НОЭ и РАЭСКО разработать предложения по внедрению в Российской Федерации системы целевых соглашений в области повышения энергетической и экологической эффективности, предусматривающей обязательства крупных потребителей энергетических ресурсов по реализации мероприятий по повышению энергетической и экологической эффективности на собственных объектах и их исполнение с участием федерального и региональных центров компетенции в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
16. Рекомендовать НОЭ совместно с Минэкономразвития России инициировать сотрудничество с Агентством стратегических инициатив (АСИ) по ряду направлений в сфере развития механизмов и их массового применения для повышения энергетической эффективности. Предусмотреть, в частности:

— разработку и продвижение совместно с АСИ комплексного проекта национального масштаба в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

— участие профессионального отраслевого сообщества, в том числе в субъектах Российской Федерации, в наполнении Магазина верных решений АСИ в части проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности («воронка» проектов), проработку механизма инфопартнерстваМагазина верных решений с отраслевыми СМИ; а также предложить кандидатуры отраслевых экспертов в механизм АСИ по экспертизе (оценке) предлагаемых проектов по отдельным видам проектов;

— совместную работу по подготовке кадров и работе с талантами, в т.ч. участие экспертов в работе на местах (Точки кипения, Кванториумы, форсайт-флоты); участие отраслевых экспертов в научных сменах в образовательном центре «Сириус» и подобных центрах в субъектах Российской Федерации; возможное участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills и Junior Skills; совместную работу с НАРК и другими институтами по развитию отраслевых квалификаций и их оценке;

— участие комплексных проектов и практик в субъектах Российской Федерации в конкурсе АСИ на лучшие практики социально-экономического развития регионов.

Рекомендовать уполномоченным органам исполнительной власти в субъектах Федерации, региональным центрам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, экспертному сообществу, отраслевым СМИ содействовать развитию этого сотрудничества.

17. Обеспечить повышение энергетической эффективности в многоквартирных домах в рамках региональных систем капитального ремонта путем обязательного использования национальных стандартов при осуществлении конкурентных закупок. При разработке национальных стандартов обеспечить установление ограничений на использование неэффективных технологий и материалов.
18. Поддержать информационно и методически пилотный проект «Реконструкция ветхого и аварийного жилья в п. Малый Маяк, гор. Алушта, Крым» по внедрению энергоэффективных и энергосберегающих технологий для создания современного жилого объекта класса А+ в качестве примера современного подхода к строительству жилья.
19. При реализации пилотных проектов по внедрению энергосберегающих технологий при реконструкции и строительстве  энергоэффективных жилых домов особое внимание уделять внедрению отечественных прорывных технологий, таких как не имеющих аналогов в мире электрических котлов, вырабатывающих на 1 кВт электрической энергии от 3,5 до 5 кВт тепловой энергии.
20. НОЭ совместно с НОПРИЗ приступить к разработке альбомов типовых решений энергетически и экологически эффективных инженерных систем промышленных предприятий, позволяющих снизить выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.
21. Совместно с финансовым сообществом продолжить разработку систем мер, направленных на снижение рисков кредитования проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая кредитование энергосервисных компаний и проектов в рамках реализации программ капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов.
22. Продолжить разработку мер, направленных на включение в порядок заключения и исполнения энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере дополнительных механизмов повышения их инвестиционной привлекательности, уже апробированных в рамках законодательства о концессионных соглашениях, включая частную инициативу и особые обстоятельства, обеспечивающие возмещение затрат энергосервисной компании, включая упущенную предпринимательскую выгоду, в случае расторжения энергосервисногодоговора по инициативе публичной стороны.
23. Предоставить региональным операторам капитальных ремонтов возможность заключения энергосервисных договоров с возмещением произведенных инвестиций за счет экономии энергетических ресурсов.
24. Стимулирование собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитальных ремонтов на специальных счетах, к внедрению энергоэффективных технологий, использованию дополнительного инструментов финансирования, включая кредитование и энергосервис.
25. В целях предотвращения случаев злоупотребления, в частности, ограничения подачи энергоресурсов на объекты в целях «улучшения» показателей энергоэффективности, увязать предоставление льготы из средств Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение энергоэффективных мероприятий не с расчетными показателями удельного потребления энергоресурсов, а с результатами энергетического обследования.
26. Организовать на базе федерального и региональных центров компетенций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обучение основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности ответственных сотрудников бюджетной сферы по программам обучения, разработанным на основе профессиональных стандартов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
27. Внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части распространение на центры оценки квалификации мер налогового стимулирования, аналогичных тем, которые предусмотрены для образовательных организаций.
28. Рекомендовать Минэкономразвития России использовать образовательные программы, разработанные НОЭ, в качестве типовых образовательных программ для целей повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
29. Минобрнауки России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти разработать комплекс мер по введению в образовательные программы всех уровней дисциплин, связанных с выработкой энергоэффективного поведения.
30. Обратиться в Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерациям с предложением о создании совета по профессиональным квалификациям в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности, возобновляемых источников энергии и экологии на базе НОЭ.
31. Разработать и внедрить механизм учета критерия наличия подтверждения квалификации основного персонала поставщиков, подрядчиков и исполнителей при осуществлении закупок в рамках Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
32. НОЭ провести анализ существующих профессиональных стандартов на предмет наличия квалификаций, связанных с компетенциями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. НОЭ провести совместно с советами по профессиональным квалификациям актуализацию выявленных профессиональных стандартов.
33. НОПРИЗ совместно с НОЭ провести анализ существующих профессиональных стандартов на предмет наличия квалификаций, связанных с компетенциями в области BIM-технологий. НОПРИЗ, НОЭ провести совместно с советом по профессиональным квалификациям в строительстве актуализацию выявленных профессиональных стандартов.
34. Продолжить разработку профессиональных стандартов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом анализа потребностей работодателей.
35. ВОК НОЭ провести мониторинг образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.