«Поддержка отечественного производства и экспорта строительных материалов»

Эпилог. Из Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (новый майский Указ):

Национальная цель до 2024 года:

создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

О механизмах достижения поставленной цели…

Сегодня, в период санкционного давления на нашу страну, мы пришли к ситуации, ставящей нашу строительную отрасль в сложное положение. Из-за ухода с нашего рынка многих европейских компаний мы потеряли возможность доступа к рынку строительных (в т.ч. энергоэффективных) материалов и современной строительной техники. В данной сфере существует масса проблем, препятствующих как инновационному развитию, так и обеспечению безопасности и качества строительных материалов. В настоящий момент промышленность строительных материалов в стране находится в крайне плачевном состоянии. Мы можем похвастаться лишь достаточной добычей нерудных сыпучих материалов. При этом подавляющее большинство наименований иной продукции, используемой в строительстве, ввозится из-за рубежа или производится на местных заводах, но принадлежащих не резидентам РФ.

Так как и государство и бизнес заинтересованы только в тех новых продуктах, которые дают быстрый качественный рост, основная поддержка должна оказываться путем повышения эффективности законодательной базы в области инноваций, облегчения процедур экспертизы и государственной регистрации новых материалов, обеспечения широкого доступа к информации о существующих инновационных продуктах и формирования прямой и обратной связи между производителями новых материалов и их потребителями – проектировщиками и строителями.

 

Наиболее важными вопросами, требующими разрешения в данной области являются:

  1. Обеспечение производителей энергосберегающих строительных материалов доступом к земельным ресурсам, обеспеченным требуемой инженерной и транспортной инфраструктурой, на льготных условиях. В этих целях (прежде всего) необходимо завершить территориальное планирование страны – только используя перспективные планы развития страны и знания о залегании тех или иных полезных ископаемых, требуемых для производства строительных материалов, можно наладить конкурентоспособное производство с гарантированным рынком сбыта.
  2. Возможность предоставления налоговых каникул или отсрочек для производителей энергоэффективных строительных материалов. Такая инициатива вызвана существующими кассовыми разрывами у большинства производителей.
  3. Преодоление неопределенности термина «инновация» в законодательстве. Вследствие этого, структурам власти при использовании понятия «инновация» в НПА приходится самостоятельно определять критерии, по которым продукция может быть отнесена к инновационной. Отсутствие законодательного закрепления термина и критериев отнесения товара к инновационным существенно осложняет деятельность, особенно при взаимодействии с государственными структурами и при непосредственном включении инновационных продуктов в технологические цепочки.
  4. Мощным стимулом для развития отечественного рынка энергоэффективных строительных материалов должна стать обсуждаемая в последнее время идея расширения экспорта отечественных нысырьевых товаров.

По итогам Российского инвестиционного форума, прошедшего в Сочи 15-16 февраля 2018 года, 1 марта председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал ряд поручений профильным министерствам и ведомствам.

В частности, Минэкономразвития России, Минпромторгу России, Минфину России и АО «Российский экспортный центр» поручено в срок до 16 марта представить в Правительство РФ согласованные предложения по расширению полномочий Российского экспортного центра в области поддержки экспорта российских товаров, работ и услуг, включая расширение финансирования и придание экспортному центру статуса главного распорядителя бюджетных средств.

Так, например, в настоящий момент доля строительной отрасли в экспорте российских услуг составляет 7,6 %. Прежде всего, это возведение специальных и уникальных объектов, которые сегодня строятся и проектируются российскими специалистами на самом высоком уровне и за понятные для мировой общественности деньги, как для европейского, так и для азиатского, африканского и латиноамериканского регионов.

Специальное промышленное строительство включает в себя строительство атомных, нефтегазовых, космических, гидрологических объектов и иных уникальных и сложных объектов. Со времен Советского Союза есть колоссальный опыт возведения соответствующих объектов и само собой мы строим, основываясь на нашей нормативной базе.

Опыт такого строительства был и остается локомотивом экспорта строительных работ. Особо опасные и технически сложные объекты промышленного строительства мы традиционно строим и в Азии, и в Европе, и в Африке.

Имея первенство в этой сфере строительства, возможно разработать и внедрить механизмы, при которых за такими глобальными стройками будет экспортироваться и обычное строительство, гражданское строительство и, конечно же, экспортироваться отечественные строительные материалы. Необходимо при заключении межгосударственных соглашений на строительство сложных объектов предусматривать и возведение комплексную застройку, предусматривающую гражданские и различные обеспечивающие инженерные объекты, также силами операторов таких соглашений – наших монополистов: РОСТЕХ, РОСНАНО, РОСАТОМ, РУСГИДРО, ГАЗПРОМ и т.д.

При возведении сложных объектов на территории таких стран, где нормативно-правовая база отстает от российской, мы могли бы давать дополнительные объемы работ для нашего гражданского строительства. На Европейской территории, возводя обеспечивающую инфраструктуры мы должны перенимать опыт Европейских государств, создавать обучающие центры, модернизировать нашу нормативную базу, перенимая и адаптируя европейский опыт строительства и европейский опыт создания строительных материалов.

Мы говорим о перенятии лучшего опыта за счет экспансии нашего специального промышленного строительства. Экспортируя наши достижения в сфере высоких технологий (атом), в сфере природных ресурсов (нефть/газ), мы должны привозить обратно не только вырученные деньги, но больше – необходимую научную и учебную базу для подготовки качественных кадров для строительной отрасли России и дальнейшей экспансии за рубежом.

Условиями межгосударственных строительных контрактов должно быть не только комплексное строительство объектов, но и их эксплуатация, а при необходимости – модернизация по прошествии определенного количества лет. Таким образом, мы обеспечим не только строительными объемами наших строителей сейчас, но и создадим огромный потенциал для привлечения наших специалистов к строительным работам в будущем.

«Импорт» научной и учебной базы силами специального промышленного строительства и закладка в договорные отношения по возводимым за рубежом объектам условий о дальнейшей эксплуатации таких объектов российскими специалистами автоматически обеспечит спросом на инженерные специальности отечественные строительные ВУЗы, выпускники которых будут понимать, что смогут работать не только на территории России, но и за рубежом, продолжая обслуживать и модернизировать сейчас построенные объекты.