Ответы на комментарии к докладу: «Разработка предложений по усилению ответственности за производство и торговлю нелегальной продукцией и снижению уровня алкоголизации»

06 июня 2018 года я выступал с докладом на тему: «Разработка предложений по усилению ответственности за производство и торговлю нелегальной продукцией и снижению уровня алкоголизации». После этого на форуме РАР были предложены комментарии, которые я бы хотел озвучить здесь и парировать.

Касательно возраста начала потребления алкоголя.

Комментарий на форуме:

По вопросу о повышении возраста продаж алкоголя до 21 года: Пивовары безусловно согласны с тем, что алкогольные напитки должны покупать и потреблять исключительно взрослые, совершеннолетние люди. При этом, мировая практика в этом вопросе разнится, основываясь на местных особенностях потребления, традициях и принятых общественных и законодательных нормах. В большей части мира все-таки установлен лимит 18 лет, в ряде развитых стран Европы пиво разрешено приобретать лицам старше 16 лет, крепкий алкоголь — с более позднего возраста, и лишь в 7 странах ограничение по возрасту — 21 год.

Да, совершеннолетие в нашем законодательстве наступает в 18 лет, но это не показатель, так как, например, уголовная ответственность наступает с 14 лет, вступать в брак можно с 16 лет, поэтому 18 лет, это не панацея и наше предложение о разрешении продажи алкоголя с 21 года, складывается из того, что в 21 год человек заканчивает Высшее учебное заведение, получает степень бакалавра, определяет свою дальнейшую судьбу и уже может понимать хочет ли он в принципе употреблять алкоголь в минимальных или максимальных количествах. До 21 года, до получения высшего образования человеку нужно все свои усилия тратить на обучение,  а не на употребление алкоголя, а как это бывает в студенческой среде мы все прекрасно понимаем.

О сокращении количества торговых точек

Комментарий на форуме:

По вопросу о сокращении количества торговых точек, реализующих алкоголь: нам не известны исследования, которые подтверждали бы прямую зависимость смертности от количества торговых точек на душу населения. Политика по сокращению количества торговых точек противоречит принципам свободного рынка, может иметь коррумпированный характер, приведет к переделу рынка и его сокращению.

О сокращении количества торговых точек, следует сказать, что необходимо их сокращать в ближайших радиусах от социальных объектов, таких как школы, детские сады, высшие учебные заведения и др. объекты социальной направленности, так как действующая норма о т.н. «радиусе трезвости» в 100 метров является профанацией. Покажите мне хотя бы одного школьника, который не сможет за 15 минутную перемену преодолеть дистанцию 100 метров туда-обратно, купить бутылку пива, выпить и прийти на следующий урок без опоздания! Именно такие радиусы и должны быть увеличены, может быть, до километра. Это сложно, учитывая плотность застройки в крупных городах, но будет достаточно действенной и эффективной мерой.

Акцизы на алкоголь

Комментарий на форуме:

По вопросу о повышении акциза на алкоголь (в т.ч.темпами, опережающими инфляцию): чрезмерная акцизная нагрузка на алкогольные напитки и рост акциза темпами, опережающими инфляцию, рост доходов населения и покупательской способности, приводит к тому, что легальный качественный алкоголь становится слишком дорогим продуктом.

По поводу повышения акцизов на алкоголь – мы не согласны с тем, что увеличение акцизов приведет к росту теневого рынка алкогольной продукции. Если человек хочет употреблять алкоголь, хочет вводить себя в состояние алкогольного опьянения, потенциально, из-за которого могут пострадать его здоровье и состояние окружающих его людей, то стоит рассматривать акциз, как государственную пошлину за право заниматься такой деятельностью. Что касается теневого рынка, мы согласны с тем, что он существует и будет существовать, вопрос в том, кто и как контролирует и надзирает за тем, чтобы он не выбирался наружу, чтобы он был уничтожен. Этот вопрос не к Росалкогольрегулированию, здесь необходимо выстраивать взаимодействие с общественными советами правоохранительных органов и с самими правоохранительными органами, для того, чтобы передавать данные, статистику и совместно разрабатывать мероприятия и действия по уничтожению нелегального рынка алкогольной продукции. Если мы будем рассматривать любую меру по деалкоголизации, как потворство развитию нелегальной алкогольной продукции, тогда нам нужно полностью легализовать продажу алкоголя для всех и каждого, в любом месте и для любого возраста, что тоже не есть хорошо.

И в завершении своих комментариев хочу задать вопрос пивоварам: возможно ли стимулировать производителей, чтобы те занимались вопросами и процессами деалкоголизации страны, вопросами развития культуры пития, так как их экономические интересы лежат в плоскости гораздо больших объемов продаж, нежели сейчас? Возьмите средства, заложенные на маркетинг и рекламу и направьте их на проведение просветительских мероприятий и образовательных программ, социальную рекламу, которая будет направлена на развитие культуры пития именно ваших качественных продуктов.