О повышении отчислений в Фонд дольщиков

Почему поднимается тема возможного повышения отчисления в фонд дольщиков? Эта тема не поднимается, она возобновляется, поскольку на моменте принятия закона обсуждались взносы от 0,8% до 6% и по дольщикам было принято решение установить размер 1,2% с возможным пересмотром в дальнейшем в случае, если средств фонда дольщиков будет не хватать для решения проблемы. Президент в майских указах заявил, что проблему обеспечения жильём нужно решить.

Поэтому то, что увеличение прогнозировалось, это было возможно, обсуждалось на начальной стадии принятия закона и создания фонда дольщиков. Президент в ежегодном послании Федеральному собранию, а также в майских указах определил необходимые показатели по обеспечению граждан РФ жильём. Также определил, что это обеспечение жильём должно происходить с дальнейшим улучшением ситуации, связанной с мошенническими механизмами на рынке жилья, которое приводит к обманутым дольщикам. Принятие данного закона полностью решает задачу с появлением обманутых дольщиков в дальнейшем, поскольку денежные средства в этой ситуации будут переводиться через эскроу счета банками к застройщикам только по факту постройки тех самых квадратных метров, за которые люди платили деньги. Денежные средства будут находиться всё время до сдачи объектов или этапов объектов (это сейчас обсуждается) на эскроу счетах в банках. Причём банки будут специализированные, аккредитованные, перечень которых фактически определяется постановлением и нормативными актами государства. То, что сейчас вопрос участия граждан в той или иной форме финансирования долевого строительства – необходимый, ясно всем. Переход на проектное финансирование, отход от дольщиков не может произойти в одну секунду. И всё равно участие граждан деньгами через банковскую систему в строительстве квадратных метров — обязательное условие исполнения майских указов Президента, иначе мы просто не справимся с требуемыми количественными показателями в части квадратных метров, которые необходимы. Граждане должны быть защищены и фонд дольщиков эту задачу выполняет.

Мы не считаем, что идея с фондом провальная. Фонд обеспечит чёткий отбор застройщиков на рынке жилья, которые действительно будут строить квадратные метры и передавать их гражданам, оперируя деньгами через эскроу счета, а также обеспечивать обязательства этих компаний перед жителями России. То, что сейчас фонд дольщиков решает вопросы крупных застройщиков — это отдельное распоряжение власти. Эти застройщики приняли на себя обязательства до того момента, как появился закон о создании фонда защиты прав дольщиков. Сейчас фонд как инструмент, накапливающий денежные средства при социально-ответственном государстве, несёт на себя нагрузку и по решению этих проблемных объектов, количество которых за счёт этого уменьшается, совместно с Министерством строительства и Министерством финансов, которые через специальные программы, а также совместно Регионами, выделяют денежные средства в «ручном режиме» решения проблем компаний, которые по той или иной причине пришли к банкротству. Сейчас это производится для того, чтобы «обнулить» проблемы обманутых дольщиков, и уже через систему защиты прав дольщиков выстраивать дальнейшие отношения, не допуская их нового появления. Фонд дольщиков сейчас, также и как Дом.РФ, и Минстрой решает вопрос непоявления этих дольщиков в дальнейшем. А проблемы уменьшения количества действующих, достройки проблемных объектов, естественно, необходимо решать всеми возможными способами.

К сожалению, в РФ выпущено очень много высококвалифицированных юристов, которые обладают профессиональными знаниями и умеют найти лазейку в любой форме принятого законодательства. Так случилось и в ходе реформирования системы долевого строительства в РФ. У нас много краснодипломников лучших университетов страны, которые обладают хорошей нормативной базой и знаниями. А государственные органы, принимающие законы, не всегда обладают необходимым количеством экспертов и ресурсов для того, чтобы закон был абсолютно безукоризненным. Исходя из этого приходится принимать множество поправок, которые эту ситуацию «шлифуют». Процесс неизбежный, но окончаемый. С момента принятия закона о переходе на проектное финансирование, на введение эскроу счетов и т.д. формальная возможность манипуляции со средствами граждан фактически перестаёт существовать. Государство берёт на себя достаточно большие обязательства взамен на то, что застройщики эти обязательства компенсируют взносами.

Действительно, в какой-то мере система будет выгодна банкам, поскольку они, несомненно, будут зарабатывать на денежных средствах граждан и строителей определённые проценты. Но в то же время мы понимаем, что банковские институты, которые гарантированы Центральным банком и Правительством РФ, как раз подкреплены деньгами государства и являются гарантами сохранности денежных средств дольщиков, вкладывающих свои деньги через застройщиков, которые работают уже через фонд защиты прав дольщиков и через эскроу счета соответственно. Гарантии являются максимально высокими, если мы считаем, что банковская система РФ существует и будет существовать дальше. А мы считаем, что банковская система должна в РФ развиваться.

За проблемные объекты должен, в первую очередь, отвечать всеми возможными активами — как своими, так и активами своих владельцев, которые осуществляли непосредственное строительство, застройщик. Эти активы при утрате денежных средств дольщиков надо разыскивать, арестовывать, ввести уголовную, административную ответственность. Надо ли решать проблему за счёт средств бюджета – вопрос дискуссионный. Да, с одной стороны мы решаем за счёт средств налогоплательщиков, а с другой стороны мы не можем бросить на улице граждан, попавших в данную ситуацию из-за своего правового нигилизма, неграмотного чтения закона, либо из-за проблемы с не совсем грамотным принятием законодательных решений. Здесь мы, введением института Дом.РФ и фонда защиты прав дольщиков, решаем проблему появления обманутых дольщиков в дальнейшем. Сейчас же вынуждены решать эти задачи совместно с региональными бюджетами, с деньгами застройщиков и с деньгами привлекаемых инвесторов. Здесь не только государственные деньги. Также привлекаются инвесторы, которым даются определённые послабления, либо предоставляются льготные участки земли с инфраструктурой. В регионах для решения проблем используются деньги государства, но мы понимаем, что часть этих денежных средств вернётся после достройки объектов и после продажи эффективных остатков недвижимости.

Изначально получается, что финансирование достройки ведёт государство. Но всевозможные доходы от реализации объектов недвижимости будут возвращаться в бюджет государства и, соответственно, компенсироваться и уменьшать фактические затраты. Плюс за счёт привлечения определённых инвесторов на достройку, и застройщиков на взаимно интересных с государством условиях, части объемов необходимых инвестирований будут переданы им. Мы понимаем, что где-то используется страховые механизмы, и что решив эту задачу, мы, скорее всего, не допустим вновь её появления