О перспективах строительства за КАДом

Не секрет, что интерес покупателей к областным новостройкам падает, а к городским растёт. Почему так происходит?

Отток покупателей от Ленинградской области – временная история. На наш взгляд, это связано с тем, что на территории Ленобласти на сегодняшний момент недостаточно правильно выстроен вектор развития территориального планирования именно жилищной застройки, что привело к созданию многочисленных районов уровня Мурино, Кудрово, Девяткино и т.д., которые с одной стороны имеют дешевую стоимость метра и являются инвестиционно-привлекательными для покупки жилья, с другой стороны обладают достаточно серьёзными проблемами, связанными с транспортной доступностью, с работой, с социальной обеспеченностью, с детскими садами, школами, физкультурно-оздоровительными комплексами, с местами общего пользования. При том, что районы являются молодыми, население здесь тоже молодое и рождается большое количество детей, поэтому проблема детских садов и школ становится для этих районов очень болезненной. Ну и логистическая составляющая тоже. Несмотря на примыкание районов к кольцевой автомобильной дороге, не обеспечена грамотная встройка крупных районов, с большим количеством населения (до 60 тыс. человек) в городскую и региональную транспортную инфраструктуру, что создаёт проблемы с перемещением от места жительства к работе и наоборот. При этом город достаточно комфортен для проживания и при возможности покупки жилья в городе, а сейчас достаточно много предложений различного класса, предпочтение отдаётся городу.

Велика ли разница между, к примеру, Шушарами, входящими в административные границы СПб, и Мурино-Кудрово? В чем эта разница?

Если мы будем говорить о сравнении районов Кудрово, Мурино и Шушары, естественно, Шушары в этой части выигрывают. Почему? Именно потому, почему выигрывает город перед Ленинградской областью. Город более густо населён, соответственно, по нормативной документации и фактически государственных служб, таких как пожарные, МЧС, скорая медицинская помощь, полиция и пр. в городе гораздо больше, они более квалифицированы и гораздо быстрее оказываются в месте назначения. Ленинградская область, опять же за счёт численности населения, менее обеспечена этими структурами. И работа выстроена по объективным причинам уже не так комфортно для жителей. Зачастую, из Шушар скорая приезжает к городскому району очень быстро, а в Мурино может ехать из Всеволожска до трёх часов. Поэтому жители вынуждены переходить в город и вызывать государственную помощь там. При этом, районы Ленинградской области все равно имеют серьёзную привлекательность, и падение покупки жилья носит кратковременный характер. Тем более Правительство области ведёт активную работу как по созданию мест досуга, так и по развитию дорожной, социальной инфраструктуры на территории области. Плюс на этой территории строится достаточно большое количество предприятий, что позволяет обеспечить жителей Ленинградской области, в том числе и городских, надлежащей трудозанятостью. Город, в свою очередь, достаточно жёстко зажат в рамках своих территорий. Мест под строительство крайне немного, реновация в городе ещё не запущена. Поэтому, если мы будем смотреть на исполнение Указа Президента о строительстве 120 млн. кв. метров, то, несомненно, Ленинградская область — это основной плацдарм для исполнения этого Указа на Северо-Западе, поскольку обладает необходимыми мощностями, энергетическими, территориальными, земельными ресурсами, инфраструктурой, возможностью развития, а также является регионом с выгодным экономическим климатом. С учётом того, что Президент уделяет особое внимание финансированию и развитию дорожной инфраструктуры до 2024 года, я думаю, ситуация с дорожной и социальной необеспеченностью благодаря исполнению этого Указа и благодаря работе Правительства Ленинградской области будет серьёзно выровнена в положительную сторону, что автоматически вызовет здоровый интерес покупателей к региону. Квадратный метр дешевле, социальная инфраструктура будет обеспечена Правительством, дорожная сеть будет позволять комфортно передвигаться, работа есть, экология находится на достаточно хорошем уровне, плюс близость границы — всё это стимулирует приток жителей в регион. Ну и конечно финансовая составляющая будет иметь для жителей большое значение.

Что сегодня мешает строительству новостроек в Ленобласти?

В первую очередь, административные процедуры. Везде мешают строиться административные процедуры. Тем более, недавно губернатор Ленинградской области Александр Юрьевич Дрозденко заявил о том, что он будет препятствовать строительству квартир-студий и апартаментов на территории области. На наш взгляд, достаточно спорное решение, потому что такой сегмент жилья хорошо продаётся и активно покупается жителями. И раз существует спрос, значит жильё востребовано. Поэтому не очень понятна в этой ситуации позиция Правительства области. Мне кажется, что Правительство Ленинградской области, как грамотное и взвешенное Правительство, пересмотрит это решение. Зачастую, жители не в состоянии покупать те квадратные метры, которые предлагаются в квартирах более высокого класса, но при этом хотят иметь собственное жильё. Как раз апартаменты и квартиры-студии решают этот вопрос. Но никакие административные препоры не могут отменить интерес строительного комплекса к Ленинградской области, поскольку у территории действительно интересные перспективы развития в рамках исполнения Указа Президента. Но при этом надо обратить внимание на то, что мы сейчас, к сожалению, имеем большие проблемы, связанные с территориальным планированием. Это проблемы всей страны, не только Ленинградской области. Зачастую, застройка у нас производится по принципу Мурино и Кудрово, поэтому мы имеем города 60-тысячники, фактически не встроенные в систему территориального планирования города и региона. Ситуация сильно поменяется, как только мы обеспечим область и город надлежащими документами территориального планирования, экономически-обоснованными, логистически-оправданными, чётко описывающими места развития возможной жилищной застройки и количество строек Ленинградской области. После появления такой документации развитие дорожной инфраструктуры резко возрастёт. Покупательский спрос к этим объектам тоже возрастёт в разы. Изменение территориального развития, опять же, заложено в сторону деурбанизации Санкт-Петербурга и в сторону Ленинградской области в том же Указе Президента, как общая концепция деурбанизации и равномерного заселения территории РФ.

Какие локации в области все ещё способны привлечь внимание покупателей и почему? Могут ли единичные областные проекты, строящиеся не в рамках реализации КОТ, привлечь внимание покупателей и если да, то чем?

Касательно проектов, которые уже сейчас вызывают внимание и которые пользуются популярностью — это все направления так называемого «золотого треугольника» — Всеволожский район в сторону Ладожского озера, Выборгское направление, Приозерское направление. Связано это с возможностью строительства малоэтажного жилья, индивидуального жилищного строительства, застройки мини-посёлков для комфортного проживания, бизнес-класса, люкс-класса. Они пользовались и пользуются спросом всегда. Это всё, что находится за пределами курортного района Санкт-Петербурга в сторону Выборгского района, по направлению к Карелии. Приозерский район, Всеволожский район. Существуют серьёзные локации, коттеджные посёлки, которые с удовольствием приобретаются жителями города, Ленинградской области и жителями других регионов. Нужно также отметить, что в рамках Указа Президента необходимо заниматься развитием арендного, малоэтажного, индивидуального жилья, потому что решить одним индустриальным домостроением задачу строительства 120 млн. кв. метров мы не сможем. Здесь же, в Ленобласти, как раз заложено огромное количество территорий, приспособленных под индивидуальное, малоэтажное, арендное жильё, и в рамках исполнения Указа оно однозначно будет востребовано.

Сохраниться ли тенденция перетекания спроса из области в Санкт-Петербург в ближайшие годы? Чем это чревато?

Касаемо того, чем чреват переток из Ленинградской области в город. Город не резиновый, рано или поздно переток приведёт к социальной напряжённости внутри города, чего крайне неразумно допускать, особенно перед предвыборными процедурами губернатора Санкт-Петербурга, губернатора Ленобласти и т.д. Поэтому здесь и политика города, и политика Ленинградской области должны быть направлены на равномерное распределение людских ресурсов.

Публикация: novostroy.su