Антон Мороз: «СЗФО может стать крупнейшим центром хранения, переработки и транспортировки сельхозпродукции»

Российский зерновой союз пригласил вице-президента Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Антона Мороза на должность заместителя руководителя по работе с региональными союзами — президента Северо-Западного зернового союза. О планах работы на этом посту Антон Мороз рассказал порталу Конкир.ру.

— Что повлияло на решение руководства Российского зернового союза создать на Северо-Западе представительство?
— Сейчас в большинстве регионов России активно идет создание филиалов, представительств и отдельных подразделений – самостоятельно действующих юридических лиц в составе и под эгидой Российского зернового союза. В девяти регионах эти структуры уже созданы и начали свою работу.
Северо-Западный федеральный округ – один из основных округов, который является инвестиционно-привлекательным для бизнеса с точки зрения своего экономического потенциала и роста, включая развитие агропромышленного комплекса.

— Какие направления работы в СЗФО стоят в приоритете?
— Прежде всего, мы рассматриваем регионы нашего округа не как производителей сельскохозяйственной продукции, а как центры по переработке и логистике, через которые будет осуществляться транспортировка продукции, в том числе, в страны зарубежья. В приоритете – создание современной системы инфраструктуры, необходимой для хранения, переработки и транспортировки сельскохозяйственной продукции.

— Имеются ли для этого необходимые ресурсы?
— На территории СЗФО действует несколько крупнейших портов, которые могут быть аналогами и конкурентами не только для российских южных портов, но и для наших европейских соседей. Мы знаем, что часть транспортных и логистических баз, через которые идет перевалка и дальнейшее транспортное движение зерновой продукции, размещается в Прибалтийских странах. Но чем порт Усть-Луга в Ленобласти, Большой порт Санкт-Петербург, порт в Мурманской области хуже этих портов? Мы считаем, что они даже лучше. При этом существует еще ряд малых портов на территории Ленинградской области – в городах Приморск и Высоцк, которые тоже можно развивать в этом ключе. Поэтому основная наша задача – максимально привлечь регионы СЗФО к организации и развитию базы хранения и транспортировки зерновой и агропромышленной продукции, в том числе созданию кормовой животноводческой базы для обеспечения агрокомплексов всей страны.

— Что препятствовало полноценному развитию в этой сфере?
— Есть ряд проблем, которые необходимо решать. К сожалению, на нынешний момент цены, предлагаемые портами СЗФО, не всегда конкурентоспособны не только по отношению к портам наших европейских коллег, но и по отношению к портам на территории России. И здесь разумная и обоснованная экономика, предложенная портовым предприятиям, могла бы способствовать максимальному переориентированию логистической части СЗФО на дальнейшую транспортировку и хранение зерновой продукции. Но для этого необходимо более детально и аргументированно работать с руководством регионов, с владельцами портов, объясняя, что только при наличии конкурентоспособной цены бизнес будет заинтересован в сотрудничестве с ними. Здесь никакие меры, связанные с административными ресурсами, которые могут останавливать и направлять тот или иной поток непосредственно в окружные порты, не работают.

Только цена, соответствующая потребности бизнеса. Эта цена известна, она существует в общероссийском и европейском формате. Сейчас цены наших северо-западных портов несколько завышены. Решение этого вопроса автоматически обеспечит на долгие годы загрузку портов, что повлечет загрузку железной дороги, создание и работу зерновых терминалов, элеваторов и т.д.

Вторая важная часть – это строительство зернохранилищ и развитие предприятий по переработке зерна на территории СЗФО.
Кроме того, надо понимать, что у нас есть и производящие регионы – Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Псковская области.

— В каких еще направлениях вы видите развитие?
— Отходы зернового производства и сама зерновая продукция являются огромным потенциалом с точки зрения кормовой базы. Для нас очень интересны такие регионы, как Ленинградская область, которая считается одним из крупнейших производителей животноводческой продукции на территории СЗФО. Поэтому мы заинтересованы развивать кормовую базу и поставлять ее для Ленобласти, как для одного из крупнейших потребителей на Северо-Западе и в целом в России.
Для этого необходимо работать с фермерскими хозяйствами и государственными агропромышленными предприятиями, максимально вовлекать их в процесс, слушать их потребности и обеспечивать их.

— Какие будут первые шаги в вашей работе?
— Первоначальная задача – собрать необходимую для решения целей Российского зернового союза организационную структуру, которая позволит проанализировать потребности и перспективы развития АПК Северо-Запада, наладить взаимодействие между всеми его участниками и сформировать концепцию дальнейшего развития.

Через взаимодействие со всеми субъектами агропромышленного комплекса – государственными, негосударственными, малыми предприятиями, фермерскими хозяйствами мы сможем понять их потребность в кормовой и производственной базах, базах по переработке и транспортировке продукции. Совместно с администрациями, губернаторами и правительствами регионов будем выходить на конструктивный диалог с портами, зернохранилищами, РЖД и агрофирмами. Кроме того, наша цель – привлечь внимание руководства регионов к необходимости развития базы по переработке и хранению зерна, особенно в регионах, связанных с возможной дальнейшей транспортировкой продукции как внутри России, так и в страны Европы. И привлечь все предприятия АПК к взаимодействию с Российским зерновым союзом, что позволит им пользоваться имеющимися у него ресурсами, площадками, возможностями, которые широко представлены, уже работают и показывают свою эффективность.