Антон Мороз принял участие в заседании Комиссии РСПП по строительному Комплексу

26 августа в Москве состоялось заседание Комиссии РСПП по строительному комплексу под председательством Члена Правления РСПП Анвара Шамузафарова.

В заседании приняли участие президент НОПРИЗ Посохин М.М., президент РСС  Яковлев В.А., директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Белюченко А.В., заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Дашкова О.А., вице-президент НОСТРОЙ, член Совета НОПРИЗ Маркин Н.П., члены Совета НОПРИЗ Чайкин А.А. и Слепак М.С., член Совета НОПРИЗ, вице-президент СПб ТПП Мороз А.М., Генеральный директор АО «НИЦ «Строительство» Кузьмин А.В.

Основной темой заседания было рассмотрение Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года, подготовленной аппаратом НОПРИЗ по поручению Минстроя России во исполнение пункта 2 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 4 марта 2014 г. Докладчиком выступил директор Департамента методологического обеспечения и технического регулирования аппарата НОПРИЗ Сергей Чернов, выступление которого вызвало бурную дискуссию.

Участники дискуссии отметили, что, несомненно, при разработке столь объемного документа не обойтись без замечаний и предложений.

Так, по мнению Антона Мороза, необходимо в раздел показателей развития отрасли, по которым предлагается оценивать ее текущее и будущее состояние предлагается добавить следующие критерии:

— количество проектов в строительстве, планируемых, реализуемых ил реализованных по схеме государственно-частного партнерства;

— оценка развития BIM-технологий;

— оценка качества подготовки и повышения квалификации кадрового состава, а также количественных показателей кадрового состава отрасли (студенты, молодые специалисты, рабочие и т.д.);

— оценка состояния саморегулирования отрасли (кол-во допущенных компании, размеры КФ и объем выплат, анализ деятельности СРО в части повышения безопасности строительства и т.д.).

Кроме того, при оценке текущего состояния отрасли и перспектив развития ориентироваться стоит на имеющиеся статистические данные по различным аспектам. Количественные показатели всегда легче сравнивать и делать прогнозы на их основании. Этому должно способствовать развитие реестров, которые ведут в настоящий момент национальные объединения, а также интеграции реестров членов СРО с иными государственными информационными ресурсами (база арбитражных дел, реестр недобросовестных поставщиков, бюро кредитных историй, ЕГРЮЛ и ЕГРИП, база исполнительных производств и т.д.). В конечном итоге должна быть создана обширная оцифрованная база данных, включающая в себя информацию по всем показателям для оценки отрасли.

Необходимо продолжить работу (и уделить этому обстоятельству отдельное внимание в проекте Стратегии) по актуализации Общероссийского классификатора видов экономической деятельности в части внесения в него видов деятельности по проектированию и инженерным изысканиям и в части корреляция классификатора с Перечнем видов работ (Приказ № 624), на которые СРО выдают допуски. Завершение данной работы позволит и сообществу, и органам государственной власти впервые за долгие годы получить реальную картину состояния дел по многим аспектам строительной отрасли.

Оставлен без внимания в проекте Стратегии и такой важный цикл строительства в широком его понимании, как эксплуатация объекта. Учитывая, что эксплуатационные характеристики возводимых зданий, строений или сооружений закладываются уже на этапе их проектирования, а также политику государства последних лет, направленную на максимальное сокращение расходов на содержание и повышение энергоэффективности, этому вопросу должен быть посвящен отдельный раздел Стратегии.

Отдельное внимание в проекте Стратегии необходимо уделить ипотечному рынку. В частности следует акцентироваться на развитии государственного субсидирования ипотеки, что тем более актуально в сегодняшних кризисных условиях, последствия которых будет необходимо преодолевать в среднесрочной перспективе. Следует рассмотреть и зафиксировать в Стратегии механизмы, направленные на предоставление отсрочек платежей для ипотечных заемщиков в случае потери последними источников дохода, но при условии соблюдения интересов банковского сектора.

Также в Стратегии должно быть уделено внимание реформированию законодательства о долевом участии граждан в финансировании жилищного строительства. Отмена данного инструмента в настоящий момент и в ближайшей перспективе невозможна, но требует модернизации с целью максимального обеспечения прав граждан от деятельности недобросовестных застройщиков.

По итогам более чем двухчасовой дискуссии по этим и другим замечаниям участников заседания было решено доработать проект Стратегии до 10сентября 2015, после чего вновь вынести его на широкое обсуждение и направить в Минстрой.